Стартовал проект «Медиалогистика» в своей первой версии в компании MSK-IX, которая вот уже 27 лет занимается организацией обмена трафиком, к ее сети подключены все крупные операторы, и не только российские. За десятилетия MSK-IX заслужила положительную репутацию на рынке. Поэтому у проекта «Медиалогистика 1.0» были хорошие стартовые позиции. В 2016 году мы сфокусировались на том, что было актуально в то время телеканалам, — на предоставлении прозрачного для правообладателей легитимного сервиса доставки. Мы выполнили эту задачу настолько хорошо, что с нами стали сотрудничать известные мировые и российские правообладатели. В течение шести лет мы успели сделать все, что задумывали: организовали доставку контента в центры всех федеральных округов России, благодаря наличию у MSKIX точек обмена трафиком на этих территориях. Изначально мы ориентировались на средних операторов, но очень быстро нашими клиентами стали топ-20 крупнейших российских ТВ-провайдеров, включая спутниковых, кабельных операторов и ОТТ-сервисы. Первоначально мы определили таргет, что проект считаем состоявшимся в том случае, если за год соберем на своей платформе порядка 200 телеканалов. Этот план тоже перевыполнили. На сегодня на нашей платформе присутствует около 90 % всех тематических и общедоступных телеканалов.
Изначально мы позиционировали наш проект не как замену спутникового канала, а как дополнение к нему, потому что, несмотря на присутствие во всех федеральных округах, мы работали только в крупных городах-миллионниках и не могли обеспечить охват, аналогичный спутнику. Такова специфика оптоволоконной связи: если спутник сразу охватывает своим лучом огромную территорию, то оптику необходимо провести точечно. Наземная и спутниковая доставки решали разные задачи вещателей. Если телеканалу было необходимо в первую очередь доставить сигнал качественно и недорого, то ему выгодно сотрудничать с «Медиалогистикой». Если же у него в приоритете была не стоимость, а охват территории, то он выбирал спутниковую доставку в качестве основного варианта, а наземная служила резервом. Так было до 2022 года, когда для многих вещателей более высоким приоритетом, чем охват, стала информационная безопасность. В последнее время спутниковая доставка телеканалов стала подвергаться взломам путем подъема альтернативного радиосигнала с несущей в тех же частотах, на которых работает спутник. Поэтому вещатели стали обращаться к нам с просьбой организовать наземную доставку телесигнала, так как она оказалась безопаснее спутниковой.
До 2022 года на медиарынке воспринимали безопасность как защиту от пиратства, применяли шифрование с основной целью — избежать утечки контента. Но сейчас информационная безопасность для медиаиндустрии приобрела совсем другой смысл. Хакеры стали создавать более существенные угрозы, чем пираты. Соответственно, поменялись приоритеты безопасности. Качественная система информационной безопасности не создается одномоментно. Компания MSK-IX строила ее в течение 27 лет и поэтому достигла определенного уровня. К тому же есть объективная причина более высокой защищенности доставки по оптоволоконным сетям. Среди всех сред доставки интернет по определению наиболее уязвим, так как является публичной сетью. Если говорить о спутниковой связи, то радиоэфир можно тоже назвать общедоступной средой. Основная услуга доставки телесигналов в «Медиалогистике» осуществляется по закрытым оптоволоконным сетям, не подключенным к публичному интернету и без спутниковых трактов.
Да, и это стало для «Медиалогистики» новым вызовом. Чем больше вещателей «спустилось на землю», тем чаще к нам стали обращаться операторы из небольших городов за сигналами, которых нет на спутнике, но есть в «Медиалогистике». Решение по значительному расширению охвата «Медиалогистики» предложила компания «Синтерра Медиа», которая за последнюю пару лет построила профессиональную специализированную сеть распространения телевизионных сигналов, охватывающую более 80 городов, включая большинство так называемых городов-стотысячников (с количеством жителей от 100 тыс., — прим. ред.). Результатом коллаборации компаний «Синтерра Медиа» и MSK-IX стала обновленная расширенная версия платформы доставки телеканалов, которая получила название «Медиалогистика 2.0». «Медиалогистика 2.0» предоставляет вещателям экономный, надежный и безопасный способ доставки телеканалов до операторов — с охватом, сопоставимым со спутниковым.
В 2022 году мы были обеспокоены уходом зарубежных телеканалов и искали способы их компенсировать, чтобы не уменьшился общий ассортимент для операторов. Поэтому занимались не только доставкой, но и оказывали консультации и технологическую помощь новым российским вещателям в формировании телеканалов. При этом мы не только помогали запускать новые телеканалы, но и добавляли на платформу те, которые ранее присутствовали только на спутнике. Например, самое крупное пополнение каталога «Медиалогистики» за последнее время — это пакет телеканалов дистрибьютора «Сигнал Медиа».
Мы учли опыт в части доставки сигнала телеканалов, изучили потребности наших клиентов и поняли, что можем предложить им не только доставку. В результате создали проект «Медиабаза», который позволяет вещателям хранить и доставлять через нашу платформу отдельные единицы загружаемого контента. Таким образом мы расшили ассортимент услуг и помимо дистрибуции телеканалов предлагаем доставку фильмов, сериалов, телепрограмм. На платформе «Медиалогистика» мы научились работать с правами и продвижением контента, создали место встречи продавцов и покупателей прав на телеканалы. Теперь мы распространим эти компетенции и на работу с загружаемым контентом. «Медиабаза» — это уже не телеком-, а ИТ-продукт, который мы позиционируем как маркетплейс контента для бизнеса. Мы строим сложный механизм, чтобы предоставить участникам рынка простой доступ к полному циклу услуг для продавцов и покупателей загружаемого контента в режиме одного окна — безопасно храним и доставляем фильмы, сериалы, проверяем сделки в реестре IPChain, проверяем качество видеофайлов перед отправкой покупателю, при необходимости добавляем в него субтитры, делаем перевод, адаптируем в тот формат, который аудиовизуальные сервисы могут без дополнительной обработки показывать своим подписчикам. Сегодня «Медиабаза» особо актуальна в связи с уходом некоторых правообладателей и необходимостью у телеканалов и аудиовизуальных сервисов искать новых поставщиков контента.