Интерактивное кино — это гибридная форма повествования, совмещающая классический кинематограф и игру. Ярким примером такого формата является один из эпизодов сериала «Чёрное зеркало» — «Брандашмыг». По сюжету зритель может выбрать, как именно поступить главному герою. Например, выбор «выпить прописанные психологом таблетки» или «смыть их в унитаз», может в корне изменить финал, а выбор за кем из друзей пойти определит «хорошую» и «плохую» концовку.
Интересно, что сериал был представлен на Netflix. Это стриминговая платформа, которая изначально не предполагала интерактивности. Однако для проекта платформа расширила свой функционал, предоставив зрителю возможность курсором выбирать судьбу героя.
В России также существует подобный опыт. Реализован он в сериале «Всё сложно», повествующем о ВИЧ-инфицированном подростке.
На самом деле история интерактивного кино началась намного раньше, чем вышли «Брандашмыг» и «Всё сложно». В 1967 году в одном из кинотеатров Чехословакии прошёл показ комедийного политического фильма «Kinoautomat». Зрители во время просмотра могли голосовать за дальнейший выбор героя. Идея создателей заключалась именно в том, чтобы показать зрителю, что его выбор никак не может повлиять на исход событий. Тогда картина не произвела фурора, однако эта работа и стала началом истории интерактивного кино.
Почему вообще начал развиваться этот жанр? Конечно, это вовлечённость и интерес аудитории. Netflix выяснил, что пользователи предпочитают наиболее остросюжетные пути развития событий.
А интерактивный формат позволяет закрыть эту потребность.
У жанра есть и обратная сторона. Сложность производства: от написания сценария до реализации. Мнимость со стороны зрителей: многие настоящие проекты критикуют за то, что выборы незначительны и ведут к одному и тому же финалу (как в том самом «Kinoautomat»). Психология зрителя: не все хотят активно участвовать в игре, многие предпочитают пассивный просмотр, позволяя режиссеру вести себя по истории. Интерактивное кино это как сочетание мягкого с соленым. Казалось бы, какой в этом смысл, но и на соленую мягкую карамель находятся любители.
Мне интересно, стоит снять подобное кино? Во-первых, нужно подготовить ряд эпизодов. Ведь выбор зрителя влияет не только на последние минуты фильма, но и на сюжет в целом. А значит нужно отснять на порядок больше материала. Это работа всей команды, актеров, аренда съемочных студий. К тому же, для просмотра подобного кино нужно адаптировать платформу. Очевидно, что линейное вещание не может позволить по телевизору выбирать концовку «Уральских пельменей».
И тем не менее сфера развивается, хоть и довольно медленно. С технической точки зрения это довольно сложно. Netflix, например, разработал технологию «Dynamic View», которая позволяет зрителям выбирать ракурсы камеры в режиме реального времени. Это требует многокамерной съемки и сложного постпродакшена. Возможны применение VR, AR технологий и искусственного интеллекта.
Все эти технологии постепенно погружают зрителя в игру. Но мы сегодня говорим больше о кино, о том, насколько этот формат интересен кинопроизводству. По данным Spiel, интерактивные видео имеют около 66% уровня вовлечённости, по сравнению с 44% для линейных видео.
Желание погрузить зрителя в просмотр очевидно. И даже в детских проектах это применяется. Вспомним мультсериал «Даша-путешественница» - фактического интерактива там нет, но героиня в каждом эпизоде обращается к детям, чтобы они «помогли» принять ей правильное решение. Это помогает удержать внимание ребёнка и научить его думать.
Станет ли интерактивный формат настолько популярным, что в будущем зрителю придется принимать активное участие в каждом втором сериале? Вряд ли. Интерактивность не должна быть самоцелью, а должна служить истории и усиливать вовлеченность. Это интересный режиссерский ход, но далеко не каждая история нуждается в этом. Согласитесь, выбирать реплику для Кати из «Не родись красивой» не хочется, да и смысла в этом нет.
На сегодняшний день потенциал интерактивного кино не раскрыт. Далеко не каждый контент требует такого погружения. А стоит ли это кино вложенных денег? Я думаю, что стоит. Ведь уровень резонанса и вовлечённости, которые вызывают данный формат – бесценны.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции*