Метавселенная — сеть цифровых пространств, миксующих физическую и виртуальную реальности. Концепция метавселенной предполагает виртуальную версию жизни: в ней можно ходить на концерты, в магазины, отдыхать, зарабатывать и тратить.
«Была у дурня мечта — создать кибемир мета. Но вышла с той метой одна маята» (поговорка программистов)
Активно продвигать идею метавселенных начал Марк Цукерберг, глава Meta Platforms (компания объявлена экстремистской и ее деятельность в РФ запрещена, — прим. ред.). В 2021-м он анонсировал запуск метавселенной Horizon Worlds. В том же году Microsoft анонсировала Mesh for Teams — решение для совместной работы и встреч в смешанной реальности. Свои метавселенные строят Apple и Google, а также китайские гиганты Alibaba и Tencent.
Они создают реальность, где можно поручить своему аватару записать тебя на прием к врачу или сгонять за бутылкой. Само собой, передав ему часть личных данных и гражданских прав. Удобно? Да, спору нет! Даже с хорошей девушкой познакомиться аватару за тебя будет проще. Он без прыщей, не картавит и не воняет потом после тренировки. А границ для фантазии в этой цифровой реальности нет: в метавселенной можно всегда учиться на отлично, ходить на высокооплачиваемую работу, делать успешный бизнес, даже слетать на Марс вместе с Илоном Маском.
Только вот глава SpaceX в идею не верит. В конце того же 2021-го в интервью он предположил, что нынешние метавселенные не ждет успех. «Конечно, вы можете надеть телевизор на нос, но я не уверен, что это поместит вас в метавселенную», — заявил он.
Создатель Ethereum Виталик Бутерин согласился с тем, что все нынешние попытки корпораций целенаправленно построить метавселенную не увенчаются успехом, об этом он написал в Twitter.
По оценке Bloomberg Intelligence, объем рынка метавселенных увеличится к 2024 году до 800 млрд $. Пока же проект, с помпой анонсированный Meta, тупо провален. В него вбухано 36 млрд $ (речь идет о стоимости разработки приложения Horizon Worlds, — прим. ред.). А активных пользователей в приложении насчитывается всего 200 тыс. против 300 тыс. годом ранее. Идеей метавселенных не прониклись даже сотрудники самой Meta — пошли их массовые увольнения. То же самое произошло в Microsoft.
В корпорациях в случае финансовых проблем первыми под нож идут, конечно, затратные и низкодоходные проекты. Причем, такое случается не впервые. В 1990 годах бум виртуальности уже был: компания Virtuality Group выпустила аркадные автоматы с эффектом иммерсивности. В них играли в специальных креслах, использовали стереоскопические визоры, а также специальные джойстики. Но спустя пару лет автоматы переехали в луна-парки, где и окончательно наскучили всем.
И все же перспективы у метавселенных не нулевые. Они могут «выстрелить», если дадут людям новый опыт, некую ценную добавку к реальной жизни. Почему бы этому не произойти именно в России? Да, метавселенные нигде не окупаются, в РФ их запуску препятствуют еще и технические ограничения, полная импотенция с новейшими чипами и сетями 5G. Но главная проблема метавселенных все же не технического свойства: они непонятны и не нужны пользователю. Однако у нас эта проблема может быть преодолена.
В январе компания «МТС» заявила, что займется созданием собственной метавселенной, инвестировав 100 млн $ в разработку виртуальной среды продвижения цифровых продуктов: от продажи тарифов и гаджетов до подписок на цифровые сервисы. Что, деньги жгут Петровичу [Евтушенкову] ляжку? Он поверил в идею? Ни то и ни другое. Самый продвинутый в России оператор сотовой связи хочет продавать собственное и партнерское в ультрахайповой среде.
По прогнозу McKinsey & Company, к 2030 году капитализация метавселенных достигнет (откроется pdf-файл) 5 трлн $. На 80 % ретейла может повлиять то, что делают потребители в метавселенных — от знакомства с брендом до посещения виртуального магазина. Так «МТС» точно обойдет минимум двух загибающихся операторов и составит на открытом рынке реальную оппозицию «Ростелекому».
Кстати, сайт Кремля сообщил на неделе, что президент РФ утвердил перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Про метавселенные там тоже есть. Только читать нужно внимательно. А понимать правильно. В общем, инвесторы и разработчики виртуальных миров, смекайте, что к чему!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.