Намерение снимать больше своего кино еще год–полтора назад звучало от представителей рынка довольно уныло и воспринималось больше, как вынужденная необходимость, которая вызвана безвыходной ситуацией на рынке. Но сейчас, спустя два года, рыночные перспективы и уровень зрительских симпатий можно прогнозировать уже с большей точностью. Индустрия производства российских сериалов и раньше была развитой, но сегодня производители контента фактически заняли новую нишу и еще большую долю рынка, которую никогда не имели прежде и делают качественные сериалы, фильмы или программы, конкурируя между собой.
Игроки рынка говорят о том, что азиатские и латиноамериканские сериалы хоть и нашли своего зрителя в России, массовую популярность все же не получили. Одной из причин этого стала разница культур и менталитета. Особняком стоит успех турецких ромкомов: любовь не имеет границ, она прекрасна на всех языках и красиво смотрится на экранах любой страны.
Тогда как российские сериалы ближе зрителю по духу, в них показывается знакомая всем жителям страны жизнь, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. Отечественному зрителю понятны характеры героев, мотивы их поступков, нравятся их шутки. Одной из составляющих успешности российского контента становится тот самый культурный, национальный код, который зритель легко считывает. Поэтому эти картины множатся в сиквелах, новых сезонах и дополнительных лентах, как это было, например, со «Склифосовским», «Папиных дочках. Новых», «Беспринципных в деревне» и пр. Они настолько пронзительно рассказывают о нашей жизни, что на долгое время становятся темой для общественных дискуссий. Популярными становятся даже такие смелые жанры как байопик о группе «Король и Шут». Нет, наверное, Голливуд не обогнать никому, но у России есть шанс в обозримой перспективе научиться делать фильмы и сериалы стабильно высокого качества, которые собирают хорошие оценки, в том числе за пределами страны.
За последние два года индустрия получила огромный импульс к развитию, но ей еще предстоит достичь уровня мировых киностудий. Но и тогда она может столкнуться с кризисом, о котором говорят уже не первый год — кризисом сценаристов. Представители отрасли давно сетуют на то, что найти стоящий сценарий сложно, и хороший сюжет — уже половина успеха, однако в последнее время достойных сценариев очень мало, что сказывается на качестве выпускаемых фильмов и сериалов.
Сериалы остаются самым популярным элементом телесмотрения, что подтверждает Mediascope и сами участники рынка, на этот жанр приходится 28 % времени просмотра. Видеосервисы активно выпускают оригинальные сериалы и дают им значительную медийную поддержку в своих экосистемах, соответственно, увеличивается их доля в библиотеках. Многие онлайн-кинотеатры также дополнительно закупают контент дружеских странах, это обходится дешевле. Так, 26 тайтлов могут быть сопоставимы по расходам с производством двух серий собственного сериала. Однако делается это больше для поддержания разнообразия и наполненности библиотеки контентом.
Вложения в оригинальные проекты, хоть и немалые, но окупаются не только деньгами: в топах зрительских предпочтений много российских лент. Согласно индексу «Кинопоиск Pro», который измеряет интерес зрителей к сериалам, в десятке лидеров оказались пять российских сериалов, три — турецких и два японские аниме.
У этого есть и определенные имиджевые плюсы. Зрители зачастую знают, какой сериал на каком канале или платформе можно посмотреть и часто приходят на платформу, следуя за рекламой. Может доходить до того, что подписчики ради сериала идут на смену онлайн-кинотеатра, что можно назвать безусловной победой для последнего, так как зритель чаще всего привязан к платформе, особенно если она является частью экосистемы и его поведение скорее тенденциозно — он не меняет часто платформы для телесмотрения. По статистике, российские пользователи чаще всего подписаны на два видеосервиса. Замена одного онлайн-кинотеатра другим процесс не эластичный, переход для пользователя осложняется в условиях экосистемности и других элементов, связывающих его и медиаплощадку, например, таких как семейная подписка. При этом на рынке существуют предложения с доступом сразу к нескольким онлайн-кинотеатрам и кобрендинговые подписки на видеосервисы («Мегафон», «Тинькофф»). Таким образом, конкуренция между онлайн-кинотеатрами за зрителя становится острее. Развитию привычки потребления отечественного контента способствовало появление собственных брендов телевизоров с предоплаченной подпиской на онлайн-кинотеатр.
Следующим этапом развития индустрии станет ее усложнение: фильмы и сериалы станут более качественными, съемки перейдут на технически более сложный уровень, а сюжеты будут уходить от канвы мыльных опер к более оригинальному и смысловому наполнению. Инвестиции будут увеличиваться в силу прибыльности и высокой маржинальности оригинальных проектов. 2024 год станет прорывным для отечественных производителей контента — наступает время, когда определится лидер. Последние два года Start снимал наибольший объем собственного контента в сравнении с другими игроками, но с этих позиций его может потеснить Wink. Большинство видеосервисов рассчитывают инвестировать в создание контента порядка 30 %, но СП «Ростелекома» и НМГ заявило об уровне вложений в 70 %. Кстати, недавно Forbes включил Wink в рейтинг «30 самых дорогих компаний Рунета», поместив онлайн-кинотеатр на 13 место с оценкой в 1 млрд $. А лидер «Кинопоиск» без лишнего пафоса и шумихи выдает оригинальные картины, которые не могут не стать популярными хотя бы из-за размеров аудитории.
Другое направление, которое по прибыльности может ничуть не уступать художественным лентам — анимационный и документальный контент. Тенденция роста его производства набирает силу.
В отрасль кинопроизводства активно вкладывает государство, однако эти инвестиции не носят коммерческого характера и по сути своей есть скрытая субсидия, которая превращает кинопроцесс в формальное достижение показателей и освоение бюджета — к слову сказать, не маленького. Так, в 2024 году поддержка кинематографии по линии Минкульта, включая Фонд кино, составит 16,2 млрд рублей, по линии Института развития интернета — 18,2 млрд рублей. Возможно, большей эффективности от казенных денег киноиндустрия добилась бы если получала их только за реализованные успешные и коммерчески прибыльные проекты. Это бы повысило конкуренцию между производителями и несомненно сказалось бы на качестве контента. И тогда у производителя, получившего государственный бонус, в следующем цикле производства было бы гораздо больше возможностей и средств для создания продукта уже на совершенно ином уровне.