Средний сегмент (смартфоны от 8 до 26 тысяч рублей) сократился на 2,7 млн штук, а верхний сегмент (от 26 тысяч рублей) вырос на 2,3 млн штук. В 2019 году была обратная ситуация. Но именно средний сегмент — наиболее крупный (60 % рынка смартфонов от 2 000 рублей), его спад произошел в основном из-за сокращения объемов Huawei на 2,7 млн штук. Рост верхнего сегмента обеспечен ростом импорта дорогих смартфонов от Samsung на 1,2 млн штук, Xiaomi — на 0,9 млн штук и Apple — на 0,6 млн штук.
Объем 3-й группы (смартфоны от 2 до 8 тыс. руб.) за 2020 год сократился на 30 % — до 5,4 млн штук (или 3,7 млн штук без Huawei и Samsung). Huawei составил четверть группы, остальные бренды сокращают свои поставки. Помимо переключения пользователей на дорогие смартфоны, против дешевых устройств играет дефицит компонентов и проблемы в логистике. Поэтому в 2021 году их поставки не превысят 2,5 млн штук.
Импорт кнопочных мобильных телефонов по итогам 2020 года упал на 21 % (2020 г. к 2019 г.) — с 11 до 8,7 млн штук. Лидеры сегмента: российские Maxvi, Texet и BQ (Bright&Quick) и китайский Itel, следом идут Nokia и Inoi. Спрос на кнопочные телефоны все еще есть и по большей части со стороны тех, у кого уже есть полноценный смартфон, поэтому в 2021 году их поставки не упадут ниже 5-6 млн штук.
Оборот российского рынка смартфонов за 2020 год составил 891 млрд руб. Расходы на смартфоны в России выросли на 12 %, однако этот рост целиком обязан росту курса валют. Суммарная доля топ-4 (Samsung, Apple, Huawei и Xiaomi) по выручке составляет 92,6 %, при этом Apple вырвалась вперед с долей по выручке 39 %, за ней следует Samsung с долей 28 %.
«Большее влияние, чем пандемия COVID-19, на рынок смартфонов оказала торговая война США и Китая. Но если карантин временно взвинтил спрос на ноутбуки, продвинутые смартфоны и сетевое оборудование, то противостояние США и Китая будет иметь самые серьезные долгосрочные последствия», — считает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков.
По словам Александра Суркова, ключевая причина конфликта не исчезнет: спор за глобальное лидерство и контроль мировых информационных и финансовых потоков продолжится, а значит, США будут усиливать давление на сектор высоких технологий Китая и его лидеров.