В 2023 году пользователи в целом «стали значимо меньше смотреть» видео на нелегальных сервисах. Варианты ответов «намного меньше» и «меньше» выбрали соответственно 13 % и 16,7 % респондентов онлайн-опроса 3R Research (жителей городов с населением более 100 000 человек) по сравнению с 7,5 % и 14,6 % в 2022 году, следует из «Атласа легальных видеосервисов России» от J’son & Partners Consulting, сообщает Forbes.
Благодаря росту рекламного рынка и отсутствию новых реализованных антипиратских инициатив нелегальный рынок адаптировался к изменившимся условиям работы, констатируют в J’son and Partners Consulting. Аналитики фиксируют рост объема доходов пиратов в 2023 году. Но рост на 11 % произошел в рублевом эквиваленте, в долларах за счет девальвации национальной валюты этот рынок уменьшился — с $45 млн до $39 млн. В рублях выручка пиратов выросла с 3,03 млрд в 2022 году до 3,36 млрд рублей, тогда как их доля в общем объеме рынка упала с 3,4 % до 2,9 %, ссылаются эксперты на собственную информацию и данные F.A.С.С.T.
«Основными рекламодателями на пиратских сервисах являются производители табачной продукции, алкоголя и криптобиржи — те, кому законодательно закрыт доступ к СМИ. Однако из-за нехватки рекламного инвентаря в 2023 году были примеры размещения и производителей мяса, одежды и посуды, — говорится в исследовании. — Такая реклама создает репутационные и юридические риски. Кроме того, после введения с 1 сентября 2023 года закона о маркировке интернет-рекламы ее объем на пиратских площадках продолжит падать».
Примечательно, что еще несколько лет назад доля пиратских доходов составляла четверть всей общей выручки рынка: так, в 2016-2017 годах она равнялась 27 % и 23,8 % соответственно. «Однако борьба с ними и одновременный рост легального рынка позволили снизить эту долю до 3,4 %. В 2023 году за счет опережающего роста легального рынка доля пиратов вновь сократилась», — заключают эксперты.
Ранее «Телеспутник» писал, что в 2023 году выручка российского рынка видеосервисов составила 111,7 млрд рублей, показав рост на 28,9 %. Рынок полностью восстановился после провала 2022 года и даже превысил максимумы 2021 года. Аналитики утверждают, что российский рынок стал «совершенно зрелым», его структура теперь соответствует развитым странам. Так, суммарная выручка платных моделей монетизации превысила рекламную еще в 2020 году, а с 2022 года доминирующей стала подписка.