В России 18 операторов предоставляют услугу каршеринга. Самые крупные из них: «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» (бывший YouDrive) и BelkaCar. По данным Tinkoff Data, «большая четверка» охватывает 99% всего рынка каршеринга.
Аналитики также утверждают, ежемесячно каждый третий пользователь ездит на машинах двух и более операторов каршеринга. При этом выросло количество поездок, которое в среднем совершает один пользователь каршеринга в месяц: в 2021 году оно выросло до 5 поездок с 4,6 в 2020-м.
В целом, количество поездок, которое совершает пользователь в месяц, выросло у всех крупнейших операторов каршеринга, небольшое снижение только у Яндекс. Драйва — на 6%, но клиенты этого сервиса все равно пользуются им не менее 5 раз в месяц в среднем. У Ситидрайва среднемесячное количество поездок на одного пользователя почти достигло 6.
Самую большую долю рынка по всей России по общему количеству поездок по-прежнему занимает Яндекс. Драйв — 43% в 2021 году (против 54% в 2020 году). На втором месте по популярности — Делимобиль с долей в 34% (в 2020 году его доля составляла 27%), третье место с долей в 12% у Ситидрайва (она выросла с 8% в 2020 году).
По данным аналитиков, пользователи каршерингов увеличили средние траты в месяц на поездки на 36%. Так, в2021 году в среднем в месяц пользователь Ситидрайва тратил 2458 ₽ — это самый большой оборот на клиента среди всех операторов. По сравнению с 2020 годом Ситидрайв увеличил этот показатель на 55%, что позволило ему опередить в 2021 году Яндекс. Драйв, клиенты которого в месяц в среднем тратили 2259 ₽ (против 1984 ₽ в 2020 году).
За год средний чек на каршеринг у россиян вырос на 23%— с 353 ₽ за поездку в 2020 году до 433 ₽ в 2021 году.
Больше всего за год средний чек вырос в сервисе BelkaCar — на 30% (с 362 до 469 ₽). Теперь у этого сервиса также и самый высокий средний чек среди крупнейших игроков. Яндекс. Драйв по размеру среднего чека занимает второе место — 440 ₽ в 2021 году, а рост год к году составил 20%.
Аналитический проект Tinkoff Data также исследовал, насколько активно жители городов-миллионников пользуются услугой каршеринга, и составил рейтинг.
По-прежнему жители большинства крупных городов довольно редко выбирают каршеринг: 2% и менее составляет доля клиентов каршерингов среди всех активных пользователей транспорта. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где этот показатель в 2021 году достиг 11% и 10% соответственно, а также Казань и Екатеринбург с долями на уровне 4% и 3%.
В Москве сервисы каршеринга пользуются поддержкой города. Для ездящих на каршеринге действует бесплатная парковка, а за четыре года правительство Москвы выделило компаниям 516,3 миллиона рублей на обновление автопарка. На Москву приходится 42% от всех поездок на каршеринге.
Санкт-Петербург после Москвы является вторым крупнейшим рынком по количеству поездок на каршеринге. На долю Санкт-Петербурга приходится 20% поездок по России в целом. В этих городах в 2020 и 2021 годах половина всех поездок на каршеринге приходилась на Яндекс. Драйв.
Москва и Санкт-Петербург в сумме занимают 62% российского рынка каршеринга по количеству поездок, Казань — 2%, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск — по 1%. Оставшаяся треть распределена по другим городам, учитывая региональных операторов каршеринга.
На начало 2022 года услуга каршеринга представлена во всех городах-миллионниках и некоторых других — например, в Сочи и Туле. По данным операторов, общий автопарк «большой четверки» насчитывает свыше 46 тысяч машин. Из них на Москву приходится почти 30 тысяч автомобилей. Это самый большой автопарк среди мировых столиц. На втором месте — Токио (20,6 тысячи автомобилей), на третьем — Пекин (15,4 тысячи автомобилей).
По итогам 2021 года больше всего автомобилей среди российских операторов у Делимобиля ( 19 тысяч). У Яндекс. Драйва 16 тысяч автомобилей, у Ситидрайва — более 6 тысяч, у BelkaCar — 5,5 тысяч авто. Из этого количества машин, по данным ресурса Московский транспорт, на рынок Москвы у BelkaCar приходится почти 80% автопарка, у Делимобиля и Яндекс. Драйва — по 60%, у Ситидрайва — 50%. По данным Департамента транспорта Москвы, в 2021 году в столице 4,3 тысячи старых автомобилей (более 3 лет использования) заменили на 8,5 тысяч новых: 4 тысячи автомобилей Делимобиля, 3 тысячи — Ситидрайва, 1 тысячу — BelkaCar.
Напомним, ранее «Телеспутник» сообщал, что по данным Mediascope, 64 % россиян в возрасте от 35 лет в 2020–2021 годах смотрели телевидение хотя бы один раз в день, при этом доля нелинейного использования ТВ-экрана увеличилась в этот период во всех возрастных группах.