Соответствующая инициатива была высказана банковским сообществом в рамках предложений по совершенствованию взаимодействия кредитных организаций и операторов связи. Согласно предложенной идее, вина за допущенный случай мошенничества условно подразделяется на «банковскую» и «операторскую» сторону. По мнению финансового сообщества, операторы связи должны выявлять мошеннические звонки и сообщения и направлять соответствующую информацию банкам.
Далее, если кредитная организация получила подозрительный номер, но всё равно допустила связанный с ним перевод средств, деньги жертве возвращает именно банк. Однако, если оператор связи не сообщал о подозрительной активности и не блокировал номер, то ответственность по возмещению ущерба лежит на операторе связи. О соответствующей инициативе сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник.
По мнению авторов идеи, на первом этапе подобная система взаимодействия должна быть налажена между четверкой крупнейших российских операторов связи (Мегафон, Т2, «Билайн», МТС) и системно значимыми кредитными организациями. При этом сами мобильные операторы пока не согласны с такой идеей. В Т2 пояснили, что приветствуют инициативы в части консолидации рынка по борьбе с мошенниками, однако нынешние механизмы по выявлению злоумышленников являются вероятностными. То есть они не дают абсолютной гарантии того, что вызов действительно был сделан с целью обмана клиента. Кроме того, есть риск блокировки полезных вызовов, что будет неисполнением прямой обязанности оператора.
Инициативу также не поддержали в «Мегафоне», пояснив, что мобильные операторы не должны нести ответственность за пользователей услуг. На данный момент письмо НСФР направлено в Минцифры, ведомство готовит свою позицию по данному вопросу.
Ранее «Телеспутник» сообщал, что в 2025 году в России планируется создать национальную платформу для противодействия телефонным и интернет-мошенникам. Предполагается, что она позволит участникам рынка обмениваться информацией о подозрительных номерах и абонентах, подвергшихся атакам мошенников, данными о счетах, используемых для мошеннических переводов, а также предоставлять пострадавшим пользователям возможность передавать запросы и сведения для восстановления своих прав.