По словам Брусникиной, уже сейчас более трети стоимости любого креативного продукта приходится на его нематериальную составляющую, говорится в сообщении n’RIS. Дискуссия была приурочена к вступлению в силу с 1 января 2021 года федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Замглавы n’RIS поделилась мнением, согласно которому законодательство всегда вынуждено успевать за технологиями, поскольку деловые практики и процедуры сначала формируются на уровне бизнеса, и только потом — государства. «Лучший пример — технология блокчейн, с которой мы работаем достаточно давно и успели пережить несколько этапов — от первоначального хайпа до разочарования и, наконец, пришли к эффективному применению на практике. Законодательное же регулирование в этой области появилось только сейчас», - сказала Брусникина.
По ее словам, успешная практика применения блокчейна в сфере интеллектуальной собственности обусловлена тем, что на этом рынке особенно важна чистота прав и прозрачность действий каждого участника. Перед тем как совершить любую транзакцию с объектом ИС, необходимо проверить авторство, правообладателя и легитимность сделок на всех стадиях его жизненного цикла. Ситуация осложняется тем, что в современных цифровых реалиях над созданием креативного продукта может работать несколько авторов и даже искусственный интеллект. К тому же объемы контента растут экспоненциально — по некоторым оценкам, вплоть до 90% всех данных в сети было сгенерировано за последние десять лет. В итоге рынок столкнулся с ростом нелегального оборота объектов.
В России этот сегмент представлен блокчейн-инфраструктурой IPChain, объединяющей различные цифровые сервисы для решения как конкретных проблем отдельных индустрий, так и общих задач на уровне всего рынка. «Мы стараемся создавать востребованные рынком проекты, которые способствуют оптимизации бизнес-процессов и не противоречат законодательству. Когда мы начинали заниматься цифровизацией сферы ИС, проблем с технологиями и регулированием было гораздо больше. Сейчас стало возможно заключение лицензионных договоров в цифровом виде, чего раньше не было. Появилась процедура онлайн-проверки сторон сделки. Конечно, законодательство — сложное, многозначное, порой противоречивое — нужно гармонизировать, но и мы адаптируемся, учимся работать в существующих реалиях», — заключила замглавы n’RIS.