Еще один дифференцирующий фактор — уровень образования: чем он выше, тем чаще респонденты могут поделиться своим опытом «общения» с мошенниками. 77 % россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки, 22 % сталкивались с СМС-мошенничеством, среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60 % и 14 % соответственно. Едва ли это свидетельствует о большей привлекательности высокообразованных граждан для мошенников; скорее всего, различия в ответах объясняются способностью распознать попытку обмана, полагают авторы опроса.
Большинство россиян, с которыми удалось связаться злоумышленникам, не попались на их удочку и не понесли денежный ущерб. Показатель остается неизменным на протяжении всего периода замеров, а это значит, что рост случаев телефонного мошенничества не конвертируется в рост числа пострадавших, попытки обмана граждан в большинстве случаев остаются безуспешными. Понесли финансовые потери 7 % из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством.
В целом россияне скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46 % считают такое развитие событий маловероятным, 27 % — невозможным. Масштабная работа по повышению уровня цифровой и финансовой грамотности в стране дает свои плоды: за последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками, выросла на 9 п. п., а доля допускающих такое развитие событий, напротив, снизилась на 11 п.п, отмечается в сообщении.
Ранее сообщалось, что в 2023 году средний размер ущерба, нанесенного кибермошенниками клиентам банков, уменьшился на 11 % по сравнению с предыдущим годом и составил 13,5 тысячи рублей, по данным Центробанка.