Для россиян стали недоступны или ограничены многие иностранные развлекательные сервисы из-за последних геополитических событий. В России не будут работать Netflix, Megogo, TikTok, Facebook, Twitter и Deezer. Instagram на текущий момент ввел запрет на показ рекламы, Spotify закрыла подписку Premium, однако жителям РФ доступна бесплатная версия. Со 2 марта PlayStation Store, Steam и Nintendo не принимают платежи с отечественных банковских карт. Сложившаяся ситуация стимулировала переход части пользователей на российские сервисы.
«Уход зарубежных платформ из России — печальный тренд, это угрозы, но это и возможности для российских платформ», — заявили в «Газпром-медиа» (контролирует соцсеть с короткими видео Yappy, видеостриминг Rutube и онлайн-кинотеатр Premier).
Yappy запустили в ноябре прошлого года. К 1 марта этого года ежемесячная аудитория превысила 1,4 млн пользователей. В компании сообщили, что больше всего пользователей в Yappy пришло из TikTok.
Собеседники на медиарынке рассказали изданию, что пользователи TikTok нашли способ обхода блокировки российских аккаунтов, «для этого нужно прикрепить к аккаунту зарубежную SIM-карту, например, виртуальную, вместо российской».
За неделю с 28 февраля во «ВКонтакте» выросли в два раза просмотры «Клипов» по сравнению с предыдущей неделей, подчеркнули представители VK. «Мы фиксируем массовые регистрации авторов контента из других платформ и рост активностей со стороны клиперов», — поделились в соцсети.
В «Одноклассниках» в сравнении с предыдущей неделей количество подписчиков, которые публикуют контент, стало больше на 20 %, по словам представителей компании.
Еще одной альтернативой западным социальным сетям может стать «Яндекс.Дзен», который также развивает формат коротких видео.
В части музыкального стриминга самым крупным в нашей стране сервисом, по сведениям опроса Deloitte, в сентябре прошлого года оставалась «Яндекс.Музыка» (ей пользуется 59 % респондентов), а запущенный в июле 2020 Spotify вышел на второе место с долей 36 %. На третьем и четвертом местах — YouTube Music и Boom («ВКонтакте»), Apple Music пользуются 14 % опрошенных. Среди других отечественных альтернатив — «Сберзвук», чья аудитория, по данным издания, составляет 8 млн слушателей.
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков заявил, что в части видео- и музыкальных сервисов отечественный рынок очень развит, и платформы не уступают по качеству импортным аналогам. «Но проблемой может стать использование иностранного контента как в части музыки, так и видео», — считает он.
В данный момент у онлайн-кинотеатров есть лицензии на голливудские фильмы на один год, однако есть риски, что из-за санкций эти контракты разорвут, сообщил эксперт. Он добавил, что такая же ситуация может произойти и с музыкальными лицензиями.
По данным Telecom Daily, по итогам прошлого года Netflix входил в пятерку самых популярных в РФ видеосервисов, а Megogo занимал шестое место. По мнению Дениса Кускова, переход на российские аналоги может пройти относительно незаметно для пользователя. В их числе «Кинопоиск» (принадлежит «Яндексу»), ivi, Okko (принадлежит «Сберу»), KION (МТС), а также Rutube. В видеохостинге отметили, что число зарегистрированных пользователей за последнюю неделю стало больше в 5,5 раза.
С игровыми площадками не все так хорошо, так как альтернатив в разы меньше. На сегодня магазин игр есть в РФ у My.Games (принадлежит VK), в котором примерно в 20 раз меньше игр, чем в Steam. Весной минувшего года Сбербанк анонсировал запуск игровой площадки, однако она так и не заработала. Заместитель гендиректора MediaHills Дмитрий Колесов уверен, что развитие отечественных сервисов возможно только в рамках мирового рынка. Он добавил, что если аудитория не сможет найти то, за что привыкла платить, то она просто уйдет из российских сервисов обратно на пиратские ресурсы.
Ранее сообщалось, что Amazon Prime Video закрыл доступ к фильмам и сериалам российским подписчикам.