Рынок мобильной связи достиг насыщения, потенциал для органического роста числа абонентов исчерпан. При этом Tele2 планомерно наращивает абонентскую базу, а выручка компании продолжает расти. В 2018 году сотовые операторы, в том числе и Tele2, продолжили формировать экосистему мобильных услуг, выходя за границы отдельных отраслей. Tele2 закрепила за собой статус трендсеттера российского телеком-рынка: в этом году оператор запустил ряд инновационных услуг. Также в 2018 году операторы опробовали новый формат подключения абонентов — SIM-терминалы.
В 2019 году продолжится рост потребления услуг мобильного Интернета. Абоненты будут менять устаревшие модели устройств на более продвинутые версии смартфонов, которые становятся все более доступными. Таким образом, на рынке будет расти доля девайсов с поддержкой 4G. Мы ожидаем, что в следующем году будет финализирован стандарт связи пятого поколения и прояснятся вопросы относительно проведения аукционов по выделению частот для развития технологии 5G в России. Помимо этого, появятся новые проекты в сфере Интернета вещей, будут развиваться решения на основе больших данных, мобильная коммерция, телевидение и многие другие сервисы на базе мобильной связи.
Вряд ли можно сказать, что 2018 год ознаменовался какими-то революционными прорывами на рынке телевизионных сервисов. Что касается новостей компании «ТрансТелеКом» в уходящем году, то важным событием стало расширение перечня устройств, через которые пользователям доступен наш сервис. Также отмечу интеграцию с онлайн-сервисами Start, «Амедиатека», ivi.
В следующем году мы ожидаем роста аудитории сервиса интерактивного ТВ, прежде всего за счет проникновения услуги в нашу действующую абонентскую базу по услуге ШПД. В целом по рынку мы прогнозируем рост популярности доступа к контенту по модели VOD, как по месячной подписке (SVOD), так и в формате аренды (TVOD) и покупки навсегда (EST).
Основной тренд 2018 года на рынке цифрового ТВ – это рост доли OTT-сервисов и онлайн-кинотеатров. Мы видим, что привязка экрана к тому или иному интернет-провайдеру играет все меньшую роль. Главное для потребителя сегодня — легально получить персонализированный контент в удобное время с большого экрана, с высоким качеством изображения и минимальным количеством действий. Вторым трендом, непосредственно связанным с предыдущим, я бы назвал развитие российских онлайн-кинотеатров, которые становятся конкурентоспособны даже на мировых рынках. Такие кинотеатры, как ivi, Megogo, Okko, стали существенными ТВ-площадками с точки зрения собственной аудитории и представляют все больший интерес для сотрудничества.
Значимых событий в уходящем 2018 году было несколько. Во-первых, массовый телеком-рынок стал более зрелым и стабильным. Многие компании больше внимания уделяют рентабельности и экономике бизнеса, меньше используют агрессивные рекламные акции и другие активности. Мы наблюдаем оздоровление конкуренции, что идет на пользу клиентам. Во-вторых, происходит развитие клиентоцентричной модели бизнеса операторов и постоянное улучшение клиентского опыта. В-третьих, операторы стали применять гибкие технологии в разработке продуктов, основанных на изучении пользовательского опыта.
На рынке B2B одним из таких событий является развитие Интернета вещей. Так, в сентябре 2018 года «ЭР-Телеком Холдинг» завершил строительство сети промышленного Интернета вещей (IIoT) в 52 городах России. По нашим оценкам, основанным на прогнозах ведущих мировых аналитических агентств, объем этого рынка в России к 2022 году достигнет почти 800 млрд рублей.
В 2019 году продолжится консолидация рынка и рост ARPU как у текущей базы абонентов, так и в продажах. Во-вторых, операторы продолжат разрабатывать персонифицированные продукты и внедрять клиентоориентированный подход. В-третьих, будет набирать обороты цифровая трансформация бизнеса, в которой будет увеличиваться доля онлайн-продаж и онлайн-самообслуживания. В-четвертых, возрастет потребление тяжелого контента, как в Интернете, так и в ТВ (IPTV, онлайн-кинотеатры и т. д.), что потребует дополнительной модернизации сетей, расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы. Кроме того, операторы начнут больше инвестировать в развитие IoT-проектов «Умный город» и «Умный дом», искать выход в смежные отрасли: онлайн-образование, страхование, финансовые сервисы, электронную коммерцию и другие.
В 2018 году наблюдалось укрупнение рынка и продолжающиеся процессы слияния и поглощения. Также произошло усиление позиций российского контента на ТВ: «Дом Кино» — однозначный лидер по телепросмотру среди платных телеканалов с большим отрывом от крупных зарубежных каналов. Из событий запомнился чемпионат мира по футболу в России: рекордные рейтинги трансляций, трансляции вне России, параллельные трансляции на разных каналах, огромное количество дополнительных материалов и активности в соцсетях.
В 2019 году на абонентах и операторах скажется влияние перехода на цифровое вещание, появление сильного государственного игрока, предоставляющего социальное ТВ (21 канал), повышение требований к цифровому ТВ со стороны телезрителей. Продолжится рост ОТТ-сегмента операторов и отдельных игроков, также будет развиваться ТВ-вещание ОТТ-игроков. В сегменте онлайн-кинотеатров будет наблюдаться сокращение окон digital-релизов кинотеатральных премьер и борьба за эксклюзивы.
Также будет развиваться собственное производство контента. Из других прогнозов: на рынке ОТТ появятся новые игроки, дистрибуция текущих сервисов будет осуществляться на большее количество устройств. Плюс ожидаем новые партнерства между ОТТ-игроками и операторами.
Для меня 2018-й стал годом Яровой. Он запомнился в первую очередь тем, что закон, названный ее именем, стал понятной и масштабной угрозой для телеком-бизнеса. Не нашего в частности, а в стране в целом. Изначально, когда закон только появился, это все казалось какой-то нелепостью и законотворческой ошибкой, что так не бывает, что обязательно переделают, ведь там же сидят умные люди. Но в итоге закон сейчас существует именно в том виде, какого все опасались больше всего, — хранить нужно все, а стоить это будет несоразмерно дорого. Хотя сертифицированного оборудования пока нет, но масштабы бедствия уже понятны.
Что касается 2019 года, я хотел бы рассказать о каких-то оптимистичных ожиданиях, но недавно появилась информация, что в Госдуму внесен законопроект, согласно которому Роскомнадзору будут выделены десятки миллиардов рублей на обеспечение единой маршрутизации и создание единого DNS. В результате в России введут некое централизованное государственное управление и мониторинг Сети. Фактически, по задумке авторов инициативы, в России должен появиться «великий русский файервол», по аналогии с китайским, и полная возможность управлять сетями. Я понимаю природу возникновения этого законопроекта. Так как управляющим органом там указан Роскомнадзор, значит, и инициатива по его внесению исходит оттуда. А причина в том, что они не смогли заблокировать Telegram доступными им методами, и это все видят. Значит, нужно что-то менять. Это стало для меня главным ожиданием грядущего года, так как я умею извлекать опыт из своих ошибок. Если к закону Яровой я изначально относился с долей скепсиса и не верил, что он в итоге появится, то теперь я серьезно изучаю все законопроекты и понимаю, что нужно воспринимать их не как шутку, а как возможную реальность, которая вполне может наступить в перспективе пары лет.
PS
В 2018 году одним из самых важных международных событий стал чемпионат мира по футболу, который затронул и телекоммуникационную отрасль, ведь за трансляцией футбольных матчей, которые шли в эфире Первого канала в Ultra HD с трехмерным окружающим звуком во всех средах, наблюдали миллионы зрителей. Благодаря иммерсивному звучанию владельцы устройств, поддерживающих данную технологию, смогли по-настоящему оказаться в самом центре игры, не выходя из дома. Примененные технологии позволили не только показать матчи в малейших деталях, но и передать всю зрелищность спортивных состязаний, включая атмосферу на трибунах. Этот грандиозный проект международного масштаба — важная веха в истории российского телевидения.
Определяющей тенденцией 2019 года станет внедрение Ultra HD, в особенности HDR и трехмерного звука. Это обусловлено быстрорастущей потребностью в качественном контенте среди современной аудитории. Сегодня зрителю важно не только смотреть любимые телепередачи, фильмы, спортивные трансляции, но и погружаться в атмосферу, быть частью происходящего на экране. Скорость внедрения технологий Ultra HD, в том числе HDR и трехмерного звука, во всех средах будет зависеть от того, насколько скоординированными будут действия вещателей, операторов и производителей контента и устройств, поддерживающих эти технологии.