В общей сложности «нерыночные» затраты откликнувшиеся на наш опрос операторы оценивают в среднем в 5—15% от своей выручки, в зависимости от особенностей работы. Здесь, правда, могут быть некоторые разночтения, так как кто-то выделяет долю в выручке, а кто-то — в прибыли. Пока в этих цифрах не заложены затраты на приведение бизнеса в соответствие «закону Яровой».
УУС
Уже более десяти лет операторы сетей связи общего пользования раз в квартал «скидываются» на так называемую универсальную услугу связи (УУС). В целевой фонд отчисляется процент от выручки оператора. В 2014 году оператором универсальной услуги связи, который расходует эти средства, была назначена компания «Ростелеком». В задачи компании входит поддержка существующего оборудования в рамках УУС (в том числе всем известные синие таксофоны), а также обеспечение широкополосным доступом к Интернету населенных пунктов с населением 250—500 человек.
Отношение к фонду УУС со стороны операторов вполне однозначное: они не одобряют существующий подход. Критику вызывает два момента.
Во-первых, востребованность спектра услуг, включенных в УУС, у населения. «Универсальные услуги связи — вещь бесполезная, никому эти услуги не нужны. Я сильно сомневаюсь, что кто-то ими пользуется. Людям нужна нормальная телефония и доступ в Интернет, а для этого надо создавать возможности для развития этих услуг», — категоричен президент ассоциации «МАКАТЕЛ» Алексей Амелькин.
Во-вторых, компании не устраивает, по какому принципу финансируется весь проект: и то, что деньги собираются только с операторов, и то, что единственной компанией, осуществляющей развитие УУС, вне конкурса был выбран «Ростелеком».
«Возможно, в местах, где затруднено развитие сетей связи, государство должно помогать операторам. Но для этого есть много других способов, например налоговые льготы. Довольно странно брать со всех строителей дорог процент с заказов на доведение новой дороги куда-то при условии, что содержанием данной дороги строители не будут заниматься. А в отношении операторов связи подобное почему-то считается нормальным. Если государство социальное, то нести затраты на инфраструктурные проекты должно все общество через общие или целевые налоговые отчисления, а не отдельные коммерческие организации и предприниматели», — комментирует Алексей Амелькин.
Не менее жесткую позицию занимает генеральный директор ЗАО «Астраханское цифровое телевидение» Сергей Лампадов. «Деньги из фонда универсального обслуживания идут на то, на что и были изначально запланированы, — на поддержание финансового положения национального оператора. Сам выбор оператора универсального обслуживания без конкурсной процедуры в пользу монополиста ставит под сомнение желание устранить цифровое неравенство путем наиболее рационального использования возможностей всех участников рынка», — утверждает он.
Весной 2018 года на встрече кабельных операторов Ленинградской области директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Санкт-Петербурга Алексей Леонтьев упоминал о желании ФАС реализовать недискриминационный доступ — сделать инфраструктуру (кабели), построенную в рамках УУС «Ростелекомом», доступной другим операторам по разумным тарифам. В такой форме, вероятно, УУС будет лучше приниматься рынком.
СОРМ
Все операторы связи, легально работающие на территории страны, перед сдачей сетей в эксплуатацию обязаны разработать и согласовать с ФСБ план мероприятий по внедрению системы технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий — СОРМ. Стоит отметить, что применительно к операторам передачи данных мы говорим о СОРМ-2 и СОРМ-3 (СОРМ-1 — аналогичная инициатива в телефонии).
Понятно, что внедрить надо не «абстрактный сервер в вакууме». Компоненты СОРМ могут производить только сертифицированные компании. К ним же необходимо обращаться при обновлении компонентов.
«Мы регулярно несем затраты на обновления оборудования для СОРМ. На что и кому идут эти деньги, я даже не хочу комментировать. Но то, что в процессе обсуждения можно сбить цену вдвое, говорит о том, что в стоимость заложена очень хорошая маржа», — рассказывает Сергей Лампадов.
Если отчисления в УУС вызывают однозначно негативные комментарии, то СОРМ операторы признают в целом необходимым. Правда, техническая реализация и тут подкачала. Да и с экономическими аспектами рынок не согласен.
У Сергея Лампадова необходимость СОРМ не вызывает вопросов. «Эта уверенность пришла не сразу, а в результате ряда реальных оперативно-розыскных мероприятий, благодаря которым наш регион продолжает быть безопасным, хотя могло быть совсем иначе. Но вот за чей счет должно устанавливаться оборудование СОРМ на сетях операторов связи — вопрос для дискуссий», — уточняет он.
Алексей Амелькин утверждает, что система СОРМ нужна, но совершенно не в таком виде, даже более того: государство должно платить операторам за использование их оборудования, как это сделано в некоторых странах. «А в существующем варианте СОРМ — совершенно бесполезная вещь в передаче данных и телематике из-за роста применения защищенных протоколов связи. Отчасти может быть полезна для розыскных мероприятий только СОРМ в телефонии», — уверен глава ассоциации «МАКАТЕЛ».
РАО
Отчисления в Российское авторское общество (РАО) кабельные операторы платят с 2008 года. Сумма рассчитывается исходя из количества абонентов в сети, при этом детали закрепляются в соглашении оператора с РАО. Мнение операторов об этих отчислениях резко отрицательное. В основном это связано с негативной оценкой деятельности самого авторского общества.
«Многие операторы транслируют телевизионные каналы собственного производства. Далеко не все при этом производят собственный контент с содержанием объектов авторских прав. Но платить обязаны все. Регулярно РАО публикует отчеты о своей деятельности, но более красноречивы отзывы самих авторов — правообладателей, в интересах которых должно работать РАО, — о деятельности этой организации и резонансные дела о хищениях в отношении руководителей данного предприятия», — говорит Сергей Лампадов.
Оплата точки присоединения
Помимо вышеперечисленных статей, оператор оплачивает доставку контента до своей головной станции. Вполне логично, когда он платит условному Discovery, но платить приходится и за те каналы, которые по закону предоставляются абонентам бесплатно — за 20 общедоступных, а также местный канал (21-я кнопка). Тарифы здесь устанавливает ОРТПЦ. Избежать платежей удается лишь тем операторам, чья зона работы находится вдалеке от филиалов РТРС и кому посчастливилось получить так называемое отказное письмо — официальное сообщение об отсутствии технической возможности предоставить сигнал по оптике. В этом случае оператор может использовать в качестве источника сигнала эфир, не оплачивая его.
«С недавних пор всех операторов обязали брать источник сигнала первых двух обязательных мультиплексов с единой точки мультиплексирования на ОРТПЦ. Все бы ничего, но ОРТПЦ считает эту услугу платной. Получается, что при наличии бесплатной альтернативы кабельщики обязаны брать источник сигнала на ОРПТЦ за деньги», — сетует Сергей Лампадов.
По задумке кабельщики должны переключаться на проводную доставку сигнала не просто так. В теории оптика должна обеспечить более высокое качество. Однако на практике до некоторых филиалов РТРС доставляет сигнал по спутнику, который тоже может быть подвержен помехам, к примеру в ходе военных учений. Так что нам не раз приходилось слышать на отраслевых мероприятиях, что сложности с качеством и стабильностью сигнала есть даже у тех операторов, кто получает обязательные каналы по оптоволокну.
Затраты на блокировку ресурсов
Операторы, предоставляющие доступ к Интернету, обязаны блокировать ресурсы, попавшие в перечень запрещенных. Хотя блокировка не требует перечисления доли выручки куда-либо, она отнимает определенные ресурсы.
«По блокировкам затраты не особо большие: для нас провайдеры верхнего уровня это делают бесплатно. Но есть затраты на контроль и на периодическое выяснение, у кого опять система стала плохо работать. Были уже также затраты на суды, но пока обошлось только временем и транспортными расходами», — делится опытом Алексей Амелькин.
Нетелекоммуникационные расходы
Затраты кабельщиков можно условно разделить на телекоммуникационные и общерыночные. Первые характерны именно для операторского бизнеса, вторые — это отчисления, с которыми сталкиваются все предприятия страны или региона. Выше мы подробно остановились на первых, но необходимо помнить, что и вторые вносят заметный вклад.
Первая ощутимая статья — обработка персональных данных. Как и блокировка ресурсов, она не требует прямой оплаты, но существенно увеличивает бумажный документооборот, порождая «политики персональных данных», дополнительные графы в документах, расписки и так далее.
Алексей Амелькин в своих комментариях также отмечал бессмысленный военный учет (в его организации одному из сотрудников приходится доплачивать за ведение документов по этой статье), вывоз мусора из организации и связанной с ним отчетностью (несмотря на то, что опасного мусора нет). Кроме того, есть определенные затраты на охрану труда.
Сергей Лампадов вспоминал обязательную абонентскую плату за членство в саморегулируемых организациях (по проектированию и строительству). «Еще одно обременение — членство в СРО. Сегодня, если хочешь заниматься проектной или строительной деятельностью, ты обязан быть действующим членом саморегулируемой организации. Не берусь в целом судить о данном нововведении, но удивляет, что требования к участникам СРО единые независимо от масштабов производства работ. Строишь ли ты небоскреб, или хочешь установить одну опору — нормативные отраслевые требования одни и те же. Проектируешь ли ты мост через морской пролив, или укладку 50 метров кабеля в степи — нормативные отраслевые требования одни и те же. Членские взносы же идут на содержание огромного аппарата, который по задумке должен “саморегулировать” отрасль», — говорит генеральный директор компании «Астраханское цифровое телевидение».
Постепенное развитие законодательства с каждым годом требует от оператора все больше обязательных платежей и действий. Понятно, что так или иначе они закладываются в абонентскую плату и ложатся на абонентов. Однако абоненты весьма чувствительно реагируют на повышение ежемесячных платежей, даже если проводится индексация в рамках инфляции. Как отразятся на ситуации «поправки Яровой», которые, по текущим оценкам, поднимут абонентскую плату на 10—20% (и это в том случае, если у оператора есть свободные средства на закупку оборудования), пока неясно.
_________________________ _________________________