Хороший спутник, хороший спрос — что еще нужно?
Осенью 1999 года в орбитальную позицию 75° в. д. был успешно выведен спутник LMI-1 (так раньше назывался всем известный ABS-1). Поскольку изначально одним из участников проекта по планированию и созданию этого аппарата являлась МОКС «Интерспутник», то ощутимая часть его емкости была предназначена российскому рынку. Зона покрытия LMI-1 была просто мечтой любого телеканала и включала в себя почти всю территорию страны. Энергетические характеристики луча позволяли осуществлять прием сигнала на антенну 90 см для индивидуального приема и на антенну 1,2-1,5 м для ретрансляции. Удобная орбитальная позиция обеспечивал хорошие углы места почти по всей зоне покрытия.
Емкость надо было чем-то занимать, и это что-то, очевидно, было телевидением. Так родился совместный проект «Интерспутник» — «ГеоТелекоммуникации», который предусматривал создание новой цифровой телевизионной платформы на полтора десятка российских и зарубежных телеканалов, предназначенной для операторов эфирных и кабельных сетей на всей территории России, СНГ и Балтии. Но в первую очередь новый сервис целился в пользователей из Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии. Именно в этих регионах ощущался заметный спрос на качественный (как в техническом, так и в медийном понимании) контент, который был бы доступен не только крупным ретрансляционным центрам с большими техническими ресурсами, но и небольшим местным операторам.
Одно за другое: контент тоже нужен
Компания «ГеоТелекоммуникации» (GTSS) начинала как спутниковый оператор, реализуя на базе нескольких спутников разные виды телекоммуникационного сервиса. Проект с «Интерспутником» был первым шагом в телевизионную отрасль. И если мультисервисная сеть (как предполагалось изначально), как говорится, «не выстрелила», то телевизионный проект был весьма успешен. Подсчитав перспективность этого бизнеса, GTSS выкупила восемь транспондеров на гарантийный срок жизни спутника, который к тому моменту был перекуплен другим оператором и переименован в ABS-1, и начала активно загружать их каналами. Следующим шагом было создание комплекса, позволяющего предоставлять услуги по обработке телесигнала — задержки по времени, врезки рекламы, формирование русской версии, плей-аут, а также приобретение лицензии на систему условного доступа Irdeto. Так за три года сложилась спутниковая телевизионная платформа, завоевавшая популярность у кабельных операторов.
Спрос был не только на трансляцию сигнала, но и на контент вообще, поэтому его производство тоже имело смысл взять под контроль. И вслед за технологической частью в компании появилась медийная — совершенно отдельный бизнес, частично созданный самостоятельно, частично выкупленный у других компаний. GTSS приобрела несколько телеканалов, например «Русский иллюзион» и «Детский», а также создала компанию Content Union S. A. — совместное предприятие с люксембургским медиахолдингом RTL Group. Плюс компания взяла на себя дистрибуцию не принадлежащих ей каналов. К тому же на платформе был неплохой набор телеканалов, дистрибуцией которых GTSS на тот момент не занималась.
Логичный шаг к частному абоненту
Было бы странным, если бы в какой-то момент компания не пришла к решению организовать вещание для частных лиц. К тому же c ABS-1 частные лица уже активно принимали открытые эфирные каналы. Вопрос «можно ли принять ваши каналы на индивидуальную тарелку?» стал поступать в GTSS в массовом порядке.
Изначально этот проект позиционировался как нишевый, как еще один в линейке сервисов компании. «Для нас это не является каким-то новым проектом, который выводится на рынок, это скорее нишевый сервис. Мы добавляем к имеющимся у нас сервисам еще один на основании существующей лицензии. Мы об этом думали давно, достаточно долго получали лицензию, позволяющую это делать — это не простой процесс, лицензии не выдают кому попало и как попало. Но вот сейчас мы полностью лицензировали свою деятельность, мы можем это делать», — говорил в 2008 году Анатолий Сосновский, занимавший тогда должность генерального директора ООО «Контент Юнион» (в 2010 году он возглавил ООО «ДалГеоКом», а с октября 2016 года руководит представительства компании GT Satellite Systems S. A. в РФ).
Так, в марте 2009 года в России начала работу новая платформа непосредственного спутникового вещания «Радуга ТВ» (ООО «ДалГеоКом»). Сервис предлагал 40 каналов, объединенных в один пакет. На тот момент присутствующие на рынке компании еще делились по сегментам: «Триколор ТВ» считался бюджетным оператором, «НТВ-Плюс» занимал премиальный сегмент, а «Орион Экспресс» находился в промежуточной нише. В этот же сегмент пришла и «Радуга ТВ», считая, что существующий набор каналов удовлетворяет запросы именно этого сектора. Сервис сразу же понравился взыскательным зрителям, которых интересовал в основном качественный и нестандартный кинопродукт. За два года оператор набрал чуть менее 200 тыс. абонентов, и, как утверждало руководство компании, темпы развития опережали сверстанные ранее планы. Для достижения успеха пришлось поменять парадигму, с которой компания стартовала. Сначала считалось, что непосредственное вещание — просто дополнительный бизнес к операторскому спутниковому. И поэтому думали, что на новое оборудование тратиться почти не придется. Но реализация привела к пониманию, что совсем малой кровью обойтись не удастся, — чтобы заработать, надо вложить больше, чем планировали вначале. Пришлось модернизировать техническую базу, что, собственно, и привело к опережению своих же планов.
Со спутником тоже было все хорошо: согласно изначально установленным производителем срокам он должен был проработать до 2014 года, на этот же срок GTSS выкупила необходимую емкость. Но в связи с тем, что LMI фактически не эксплуатировался первые три года, истинный срок службы аппарата продлевался до 2017 года. И оператор в тот момент уже начал процесс заказа нового аппарата в эту орбитальную позицию. К тому же на рынке уже во всю мощь наступала эпоха HD, и новый спутник давал возможность грамотно развивать новый сервис.
Как и всем, не хватает емкости для HD
К тому моменту ситуация изменилась и рынок стал приближаться к насыщению. Вдобавок начало ощущаться явное давление со стороны бесплатных эфирных телеканалов, предлагающих зрителю вполне достойное содержание. Конкурировать становилось труднее. Все операторы в тот момент начали выходить из занятых ранее ниш и пытаться охватить другие сектора рынка. Так и «Радуга ТВ» в 2011 году запустила пакет «Доступный», который был дешевле «Базового», но по контенту имел неплохие преимущества перед предложениями конкурентов. Были планы и «двигаться вверх», то есть в премиальный сектор, но здесь помешала техническая причина: неудача при запуске спутника «Экспресс-АМ4» и потеря аппарата, на котором у «Радуга ТВ» была предоплачена арендованная емкость. Оператор уже четко спланировал пакет каналов, собираясь запустить два продукта параллельно. Российское спутниковое ТВ входило в черную полосу — период жесткого дефицита емкости. Авария «Экспресса-АМ4», а после и его дублера «Экспресса-АМ4R», задержки с изготовлением аппаратов, выход из строя спутников на орбите. Спрос на емкость, который и без того был достаточно высоким, стал в какой-то момент просто зашкаливающим. И это наложилось на желание операторов запускать HD-вещание, требующее дополнительной емкости.
«Радуга ТВ» могла рассчитывать только на спутник ABS-2, запуск которого был запланирован на 2013 год. В ожидании этого события оператор продвигал свои продукты, активизировал работу с дилерами и продумывал дальнейшую стратегию. Развитие, как и все российские DTH-операторы в тот момент, компания связывала с HD.
«Стратегия продвижения HD у нас на этапе формирования, пока не решен вопрос с оборудованием. У нас есть планы выпустить свой ресивер и модуль, но окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Этот вопрос находится в стадии проработки, поэтому говорить о стратегии продвижения пока рано. Мы сейчас как раз находимся на том этапе, когда решаем все вопросы, которые повлияют на общую стратегию, и в том числе на продвижение HD-вещания. Помимо вопросов с оборудованием, это и вопрос каналов, которые будут в пакете. Со многими каналами сейчас ведутся переговоры, и пока не будут подписаны контракты, говорить о какой-то конкретике рано», — рассказывала в 2013 году «Телеспутнику» пресс-секретарь «Радуга ТВ» Галина Светличная.
Предъявите вашу лицензию
2014 год должен был стать для «Радуга ТВ» прорывным, но тут начались проблемы регуляторного характера.
Еще в конце 2013 года Роскомнадзор выступил с неожиданным заявлением, что собирается привлечь ООО «ДалГеоКом» к уголовной ответственности. Причина — у оператора отсутствует лицензия на право осуществления телевизионного спутникового вещания и оператор не желает ее получать. «Радуга ТВ» в ответном письме заявила, что у компании есть лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания с 2009 года. Также ее представители акцентировали внимание на том, что ранее в своих разъяснениях Роскомнадзор подтвердил оператору, что существующей лицензии на оказание услуг связи достаточно для продолжения деятельности. Летом 2013 года «Радуга ТВ» обратилась в Роскомнадзор, теперь уже с заявлением о предоставлении вещательной спутниковой лицензии, но получила отказ.
В начале января 2014 года Роскомнадзор обратился к телеканалам с требованием прекратить отношения с «Радугой», поскольку ее деятельность противоречит законодательству. Чуть позже стало известно, что Роскомнадзор объявил конкурс на право использования вещательных частот спутника ABS-2 (75° в. д.) Вообще-то закон о связи подразумевает конкурсное распределение любых вещательных частот, в том числе и спутниковых. Но сама специфика организации спутниковых вещательных сетей делала эту практику нереальной. Прежде всего потому, что контракты заключаются за несколько лет до запуска спутника и очень часто на весь срок его существования. На начало 2014 года в России работало пять DTH-платформ, три получили лицензии без каких-либо проблем, а две не смогли этого сделать.
Итак, согласно первоначальному заявлению Роскомнадзора, конкурсант должен был до 30 января 2014 года представить концепцию круглосуточного вещания с использованием девяти транспондеров спутника ABS-2. Подведение итогов назначалось на 26 февраля. Но 28 января на сайте Роскомнадзора появилось другое сообщение: «Об отмене конкурса на получение права на осуществление спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телевизионного вещания от 26 февраля 2014 года». То есть конкурс не отменялся, а переносился на неопределенное время: «Дата проведения заседания и условия конкурса на получение права на осуществление спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телевизионного вещания, будут объявлены дополнительно».
«Радуга ТВ» ответила тем, что получила на два своих канала лицензию на вещание и обратилась в Роскомнадзор за универсальной лицензией. Лицензия была получена, и Роскомнадзор подтвердил, что теперь «Радуга ТВ» имеет право подать заявку на лицензию, позволяющую осуществлять спутниковое вещание.
В начале сентября Министерство внутренних дел России возбудило уголовное дело в отношении компании «ДалГеоКом» по обвинению в незаконном предпринимательстве. В «Радуге» недоумевали: компания не получала никаких предупреждений. Роскомнадзор считает, что предупреждения, отосланного в ноябре 2013 года, более чем достаточно.
Удачное приобретение МТС
Уже с января 2014 года на рынке начали ходить слухи о продаже «Радуги». Вероятными кандидатами на приобретение актива называли «Орион-Экспресс» (ГК «Орион») и ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). «Орион-Экспресс» довольно быстро отпадает, и остается только МТС, которая планировала до конца 2014 года запустить свой DTH-сервис на том же спутнике, на который претендовала «Радуга ТВ». МТС поначалу отнекивается. «Для нас там нечего покупать, поскольку мы, даже потенциально не имея ни одного абонента спутникового ТВ, настолько глобальнее, что имеющаяся у “Радуга ТВ” контрибуция с учетом всех иных отягощений — маргинальна», — заявил президент компании Андрей Дубовсков на пресс-конференции, посвященной финансовым итогам МТС за девять месяцев 2014 года.
В начале декабря 2014-го для «Радуга ТВ» все закончилось — платформа прекратила свою работу. «В течение прошедшего года “Радуга ТВ” серьезно работала над тем, чтобы, используя все возможности, получить требуемую лицензию, однако эти усилия оказались тщетны. Поэтому у нас нет другого выбора, кроме как прекратить деятельность», — прокомментировала тогда ситуацию глава MTG Group в России (один из владельцев оператора) Ирина Гофман. Также она сообщила, что компания предприняла необходимые шаги по переводу абонентов «Радуга ТВ» на платформы других операторов и объявит о результатах этих шагов 6 декабря 2014 года.
А в середине декабря выяснилось, что МТС хоть и не покупает «Радугу ТВ», но берет на себя всех ее абонентов. Как заявлял тогда пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников: «Для того чтобы абоненты “Радуга ТВ” не остались без доступа к ТВ-услугам, МТС договорилась с оператором о ряде маркетинговых мероприятий, в рамках которых клиентам будет предложено подключение к спутниковому ТВ на специальных условиях. Не нужно будет покупать антенну, конвертеры и оплачивать установку оборудования, необходимо только заменить приставку».
В тот же год прекратил вещание еще один DTH-оператор — «Рикор ТВ». По той же самой причине, что и «Радуга ТВ». Но если количество абонентов «Рикора» исчислялось десятками тысяч, то у «Радуга ТВ» их было более 200 тыс. И судя по многим показателям, эти абоненты до сих пор составляют основной костяк сервиса спутникового ТВ МТС.
_________________________ _________________________