Что кардинально нового принес 2019 год для коллектива 12-го канала?
Я всего полтора года руковожу компанией, поэтому не могу заглядывать далеко в прошлое, чтобы сравнить с тем, что происходит сейчас. Но за этот небольшой период случилось очень многое, и главное достижение — переход на цифровое вещание. Мы были первыми в России наряду с Калининградом. Для нас это событие важно, потому что в нашем регионе много людей живет в частном секторе, где нет кабельного телевидения. После массированной информационной кампании многие люди приобрели приставки для цифрового ТВ и начали интересоваться, почему в цифровом вещании нет 12-го канала.
Люди действительно массово перешли на цифровое ТВ?
Представьте, что вы житель небольшого села в Омской области, до запуска бесплатных мультиплексов у вас в аналоге было не больше пяти телеканалов. Сейчас людям дали возможность смотреть 20 бесплатных каналов в хорошем качестве. Вполне естественно, что большинство тех, у кого не было спутниковых тарелок, купили приставки для цифрового ТВ. В аналоге в нашей области осталось не так много каналов.
Ваш телеканал среди них?
Да, в аналоге мы продолжаем выходить, как и во всех других средах распространения — спутник, кабель, интернет, и теперь в цифре на ОТР. В преддверии перехода на цифровое вещание мы осуществили автопробег по 12 районам Омской области, я первым делом задавал вопрос местным жителям: в каких средах вы нас смотрите? Выяснилось, что в аналоге наш телеканал смотрят единицы. Поэтому мы пока продолжаем вещать в данном формате, но целесообразности в этом я уже не вижу. Во-первых, это лишние затраты, во-вторых, на ОТР нам выделили 5 часов — 3 утром и 2 вечером.
У вас не было проблем с тем, чтобы заполнить контентом выделенные блоки на ОТР? Многие представители региональных телеканалов говорили, что им нечего ставить.
У нас таких проблем нет, в этом телевизионном сезоне на 12-м канале появилось множество новых проектов, в том числе мы вернули в эфир утреннюю программу. Все это связано в том числе с переходом на цифровое вещание, которое, как мы рассчитываем, должно расширить аудиторию. Поэтому стали больше уделять внимания материалам регионального значения, сельским новостям. По сути цифра нам вернула ту аудиторию, которую мы потеряли в связи с массовым отключением аналога. При этом мы остаемся круглосуточным телеканалом, доступным в сетях всех кабельных операторов, которые обязаны нас бесплатно транслировать на 21-й кнопке как общедоступный региональный телеканал.
Если я правильно понимаю, на ОТР вы можете вещать без собственных рекламных вставок?
Да, вещание идет по лицензии ОТР, он ведь изначально задумывался как телеканал без рекламы. Поэтому свои рекламные блоки мы вставлять не можем, но разрешается упоминать спонсоров различных телепроектов.
Не было каких-либо технических проблем с организацией вещания на ОТР?
В целом нет, мы транслируем сигнал РТРС, которая поднимает его на спутник и с него уже передает далее через свои сети. Зрителей мы заранее оповестили, что нужно обновить ТВ-приставки и запустить автоматический поиск телеканалов.
Как всеобщий переход на цифру повлиял на рекламный рынок, изменили ли вы свой подход в работе с рекламодателями?
Точные цифры пока рано приводить, нужно дождаться окончания года. Но в целом могу сказать, что финансовые показатели и динамика 12-го канала существенно не изменились. Понятно, что у нас есть такой монополист, как «Регион Медиа», который продает рекламу на федеральных телеканалах за небольшие деньги. И конкурировать с ним практически невозможно. Поэтому мы идем по другому пути. Доходы мы сейчас увеличиваем не благодаря традиционной прямой рекламе, а за счет использования новых креативных форматов. В частности, мы проводим различные развлекательные мероприятия, такие как фестиваль фейерверков. Даже автопробег по районам области принес нам деньги — он прошел при поддержке местного автомобильного ритейлера. Мы постоянно придумываем подобные акции и за счет этого остаемся на плаву и даже наращиваем объем рекламы. Плюс мы транслируем в прямом эфире местные хоккейные матчи, которые очень популярны в Омске — все болеют за «Авангард». Трансляции набирают огромное количество просмотров, это тоже помогает нам продавать рекламу.
Помимо рекламы какие у телекомпании есть источники доходов?
Мы активно участвуем в президентских грантах и грантах Роспечати. Это различные социальные проекты, например, «Столпы Севера» — цикл программ о забытых храмах омского региона. Первая часть этой трилогии была показана в кинотеатре на большом экране, зал был заполнен — аудитории интересен такой контент. У нас много подобных телевизионных проектов, и для их раскрутки мы используем все ресурсы: и ТВ, и радио, и интернет. Афиши наших проектов можно увидеть в театрах и на других площадках. Все это также работает на бренд и помогает активнее привлекать рекламодателей. Надо еще добавить, что 12-й канал — это медиахолдинг, объединяющий помимо телеканала собственную радиостанцию и сайт, мы присутствуем в соцсетях, где у нас тоже большая аудитория.
При этом вы получаете государственные субсидии?
Да, сейчас без такой помощи практически не выжить. Достаточно посмотреть на канал «Россия 1», который, несмотря на большие поступления от рекламы, не смог бы работать без государственной поддержки.
Последний год активно обсуждался вопрос необходимости запуска третьего мультиплекса с региональными телеканалами. Как относитесь к данной инициативе?
Конечно, третий мультиплекс нам нужен. Нам бы хотелось вещать в цифре не 5 часов в сутки, а все 24. Потому что на ОТР нам выделили время, которое они называют «вечерний прайм-тайм», — с 17 до 19 часов. Очевидно, что это не очень удачное время, мало кто смотрит телевизор в этот промежуток. Ну и у нас гораздо больше интересного контента, который невозможно весь уместить в эти 5 выделенных часов. Врезки на ОТР также не позволяют решать коммерческие задачи, потому что нужна возможность транслировать свою рекламу.
Запуск третьего мультиплекса потребует существенных затрат, готовы ли региональные телекомпании взять их на себя?
На самом деле у нас уже выстроена своя аналоговая сеть, которую можно оперативно трансформировать в цифровую, заменив передатчики. В этом случае разрешение на использование новых частот получать не нужно, но нам не дают этого сделать, мотивируя это тем, что это слишком большие затраты, или тем, что нет свободных частот. Но необходимые для этого частоты у нас уже есть, и затраты на замену передатчиков мы готовы взять на себя, но пока мы не можем договориться. В запуск регионального мультиплекса мы также готовы инвестировать свои средства, даже предлагали сделать наш регион пилотным, чтобы протестировать, как это будет работать.
_________________________