С 2003 года. Все началось с того, что я поставил комплект себе — тогда еще на спутник «Ямал-101». Позже начал ставить знакомым. Приемное оборудование на тот момент можно было привезти из Китая, потом из Владивостока.
Первым коммерческим российским оператором, который начал взаимодействовать с конечным потребителем в наших краях, был Stargate TV. Мы стали представлять его в нашем регионе. В 2007 году этот оператор начал работать под брендом «Орион Экспресс».
На фоне наскучившего «Ямала» это, конечно, была новинка. Но я не сказал бы, что оператора здесь ждали с нетерпением. О нем просто не знали. Но, понятно, появилась реклама. Мы и сами приложили усилия для просвещения народа. В результате можно было наблюдать динамический рост спроса.
Мы до сих пор работаем с «Орион Экспресс» с проектом «Телекарта», а также с «НТВ-Плюс». Этих операторов у нас реально спрашивают, они работают достаточно стабильно. «Триколор» заявил о себе у нас сравнительно недавно. Но спросом он не пользуется из-за технических ограничений: со спутника они дают всего 28 каналов, остальное — через Интернет.
МТС ТВ у нас толком вообще не работает. На материковой части страны спутник ближе, поэтому там проблем нет. А у нас, к примеру, в Южно-Сахалинске, спутник на высоте 6,3 градуса, то есть практически на горизонте. И много факторов, мешающих передаче сигнала, — высокие здания, деревья и т. п.
Да. Причем, когда они еще только планировали выйти на наш рынок в 2016 году и собирали информацию, мы им предоставляли все данные — рассказывали о сложностях приема и о том, что рекомендуемый диаметр антенны должен быть не менее 120 см, а лучше — 150 см. Несмотря на это, они у нас предлагают комплекты с антеннами диаметром 90, а иногда и 60 см. Сигнал эти комплекты, конечно, принимают. Но принять сигнал — одно, а удержать его — совсем другое. Уровня сигнала для его удержания с такой антенной недостаточно.
Когда МТС только разворачивали свою деятельность, у них были буклеты с информацией, в каких районах прием будет нестабильный. Сейчас этого почему-то нет. Так что появляется много недовольных покупателей, которые в итоге отказываются от этого проекта и, используя купленную антенну, переходят на «Телекарту» или «НТВ-Плюс».
На сегодняшний день, наверное, уже нет. Если и есть, то только со стороны уроженцев азиатских стран. И конечно, их интересуют только национальные каналы со спутников. Да и то сейчас можно все по IP принять.
Мышление народа в нашей области достаточно консервативное. Тех, кто уделяет внимание HD и 4К, наверное, по пальцам можно пересчитать. К тому же надо правде в глаза смотреть. Что такое 4К? Это удобство просмотра, сидя непосредственно перед экраном. А когда вы отойдете от телевизора на 6 метров, вы не разберетесь, 4К это или HD. У нас же те, кто могли бы интересоваться 4К, смотрят в основном с такого расстояния.
У нас люди просто хотят смотреть федеральные программы. Среди них народ уделяет внимание каналу «Звезда» — он несколько отличается от других.
Спрос на дополнительные платные пакеты есть, но не массовый. В основном подключают базовый пакет. Тех, кто хотел бы смотреть, например, все матчи футбольного сезона, крайне мало. Дополнительные заказывают процентов 10.
Не сказал бы. Скорее, те, кто не смог принять цифру, перешли на спутникового оператора. Массового шевеления абонентов в направлении эфирной цифры мы не наблюдали даже в период отключения аналога. Перед отключением люди приходили и спрашивали: «Что нам нужно, чтобы подключиться к цифровым каналам?». Мы объясняли им, что переживать за это совершенно не нужно, поскольку объявления об отключении аналога касаются людей, принимающих от обычных антенн — уличных, домашних. Тех, у кого спутниковая антенна, это не касается.
Да. Но чаще там, где связь либо очень плохая, либо ее вовсе нет. С 2015 года мы поставили около 40 комплектов.
На фоне материковой части страны удаленных районов у нас не так много. И спрос, я бы сказал, демисезонный — когда рыбаки начинают работать, им нужна связь. Правда, есть и более серьезные предприятия, которые на ногах прочнее стоят. У них это оборудование и зимой работает для связи по IP-телефонии.
Если говорить о тех, кто в районах работает, они нам не конкуренты. Даже если они оборудование закупают, минуя нас — с материка — нам в их район ездить неудобно. Мы понимаем, что это будет дорого для клиента, поэтому мы даже заинтересованы, чтобы там были местные установщики. А если они еще и оборудование у нас закупают, то мы от этого только выигрываем.
Если говорить о южной части острова, в частности нашем городе и пригородах, конкуренция тут достаточно большая. Но мы на нее смотрим здраво. Правда, картину портят «велосипедисты». Вот буквально на днях случай был: приходил установщик, приобретал у нас комплекты «НТВ-Плюс», чтобы ехать на север их устанавливать. Поставил, нарушая технические условия, по принципу «побыстрее справиться». Через несколько дней привез приемник назад. Говорит, какое-то время работает, а потом не работает, потом опять может работать, потом опять может не работать. Мы оставили ресивер у себя, фактически трое суток он у нас отработал и ни разу не запнулся. Вернули ресивер установщику. Прошел месяц. Он опять с тем же приемником приходит, с той же бедой. Как выяснилось после разбора ситуации, он при установке использовал самый дешевый кабель для оптимизации своих затрат — не подумал о том, как все обернется для удаленных клиентов и сколько раз ему самому придется туда съездить.
Нет. Даже в те «добрые» времена, когда сильно развивался кардшаринг, у нас он не пользовался спросом. С моей точки зрения, потому, что для этого нужен был как минимум безлимитный интернет-канал. А у нас тогда такого канала не было. Так что у нас это изначально не прижилось.
Когда технически это стало реальнее, операторы уже фактически исключили возможность использования альтернативного оборудования, так что интерес к теме пропал окончательно.
Да, этим занимаемся. У нас в магазине есть демонстрационный зал, где можно оценить возможности типовых охранных комплектов. Все установлено и все в действии, чтобы клиент видел не только корпуса, но и реальную работу.
Широкого потребителя это не интересует. Мы находим простое объяснение — у народа нет денег. Когда у народа есть лишние деньги, он ищет, куда их потратить. Но сейчас приходится выбирать: условно говоря, купить железку или хлеба.
Как это ни странно, судя по всему, в Москве об этом даже простые служащие в компаниях не знают. У нас недавно был разговор с одним из менеджеров спутниковой платформы, который, опираясь на информацию из газет и телевидения, считал, что Сахалин вошел в пятерку экономически развивающихся регионов. Менеджер был удивлен тому, что у народа нет денег для приобретения устройств даже в рамках той акции, которую они запускают. Хотя, честно скажу, акция была весьма интересная.
Да, перспектива есть. Но сейчас у нас идет текущая работа. А развиваться получится только с новым инновационным предложением.
Да. Но у нас понятие об интерактиве достаточно локальное. «Ростелеком» и, если не ошибаюсь, МТС заявляли об интерактиве, который в принципе равнялся таймшифту. Но говоря о развитии, я понимаю под интерактивом другое. Допустим, в Японии давно можно заказать не только просмотры передач или фильмов, но и услуги. В Китае это тоже давно работает. А у нас максимум, что может быть, это просмотр фильмов и отложенная на день-два передача — и то, если их база данных не «завалилась».