Раньше Shot TV распространялся исключительно по модели а-ля карт. Сейчас канал можно посмотреть, например, в общем пакете онлайн-сервиса «Триколора». Почему вы решили поменять модель дистрибуции?
С приходом на телеканал новой команды было принято решение, что нужно переходить от закрытых пакетов к более широкой аудитории. Мы планируем за счет этого увеличить монетизацию и сделать короткий метр популярным среди массового зрителя. У людей все меньше [свободного] времени и мало времени, чтобы смотреть длинное кино. Но зато теперь у них есть наш телеканал. Кроме того, в последнее время стало появляться все больше хороших короткометражных фильмов. Раньше с этим были небольшие проблемы: актеры и режиссеры не сильно обращали внимание на такой формат. Сейчас стали снимать больше короткометражек, и российское производство с каждым годом становится все лучше, привлекаются именитые актеры. Мы теперь можем увеличивать библиотеку контента не только продукцией 18+, но и 16+ и даже 12+. Это тоже способствует выходу на более широкую аудиторию. И не стоит забывать, что в России телезритель за условные 150 рублей получает 100 каналов и экономит на подписке на отдельный продукт. Те, у кого потребность есть, а возможности удовлетворить ее нет, уйдут к пиратам. Сейчас 80% наших фильмов нет в открытом доступе, оставшиеся 20% украдены пиратами. Мы вышли из ниши и расширили контент, сделав ставку на доступность массовому зрителю.
Помог ли этот подход расширить дистрибуцию?
Собственно, эта задача сейчас и стоит перед командой телеканала. Мы стремимся к тому, чтобы поскорее увеличить количество операторов-партнеров. Раньше не все были готовы брать на свою платформу канал такого формата: с контентом 18+, закрытым показом и взрослой аудиторией. Поэтому мы начинаем убирать большое количество откровенных сцен, пытаемся вывести канал в аудиторию 16+. Операторы это видят и начинают понимать, что короткий метр — тот вид контента, который аудитория хочет смотреть. Им стало интереснее с нами разговаривать, они готовы брать нас в тест. Так что для нас в целом тенденция положительная. Остаток имиджа канала а-ля карт все еще дает о себе знать. Короткометражки — очень недооцененный продукт: это фильмы для публики с интеллектом. А у певицы Ольги Бузовой всегда будет больше подписчиков, чем у писателя Дмитрия Быкова.
Когда Shot TV запускался, основатель телеканала Владимир Ананич в интервью «Телеспутнику» говорил, что это канал не для семейного просмотра. Сейчас этот тезис не актуален?
Сложно сказать, что он совсем не актуален. Владимир Ананич прежде всего имел в виду, что канал не для детей и домохозяек. Да, это так и осталось. Владимир Юлианович делал ставку на хорошие фильмы и не хотел себя ограничивать никакими нормами. Короткий метр помогает авторам, которые пока не могут делать большое и серьезное кино, выразить свою мысль через малую форму. Потому что для этого не нужны большие бюджеты, много времени, дорогие актеры. Тезис о том, что такое кино не для семейного просмотра, мы сейчас стараемся поменять. Находим фильмы, которые можно смотреть и взрослым, и детям, стремимся расшириться максимально по всем возрастным категориям. Мы пытаемся найти такой баланс, чтобы телеканал было интересно и с семьей посмотреть, и просто хотелось включить его для себя, когда пришел домой с работы. Но по большому счету это все же канал для аудитории 40+. За последнее время сильно выросла доля смотрения Shot TV среди женщин старше сорока лет в силу того, что это новое поколение, которое не хочет потреблять исключительно советские фильмы. Они, можно сказать, современные и молодежные, им тоже интересен короткий метр. Знаете, чему больше всего посвящены свежие комедии 2020 года? Знакомствам в Tinder поколения 40+. Того самого поколения, которому новый век подарил еще минимум десять лет жизни и которое пытается вновь найти себя на брачном рынке.
В январе вы объявили о запуске услуги видео по запросу (интервью состоялось в рамках CSTB-2020, — прим. ред.). Расскажите, зачем вы это сделали, как это будет работать и, самое главное, — как вы на этом сможете зарабатывать?
Мы пытаемся находить все пути монетизации, в том числе и через видео по запросу. Стараемся создавать специальные тематические подборки короткометражных фильмов: комедийных, романтических, получивших «Оскар» и так далее. И готовы продавать такие пакеты платформам типа Okko и Megogo. У нас большой опыт работы с иностранными поставщиками [контента], уже налажен процесс того, как мы договариваемся и улаживаем все правовые аспекты. Нам намного проще получить необходимые права, которые позволяют показывать пакеты с короткометражными фильмами в сервисах видео по запросу. В последнее время видеоплатформы очень популярны, потому что зритель становится все более избирательным, а видеосервисы дают возможность находить на перенасыщенном рынке то, что ему интересно. Нам такое сотрудничество также поможет лучше понимать, кто нас смотрит, какой контент интересен аудитории, и предоставлять продукт под нашим брендом, повышая его узнаваемость.
Как это будет выглядеть? Пользователь заходит, скажем, на Okko, там есть пакет «Короткометражное кино», который надо оплатить и смотреть ваш контент. Или будет возможность смотреть короткометражки по рекламной модели, предположим, в Tvigle?
Такие детали еще не обговаривались. Мы это видим так: на платформах в разделах с коротким метром будет плейлист с подборками фильмов с указанием, что их предоставил Shot TV (в апреле коллекция короткометражек от телеканала Shot TV появилась на платформе Wink, — прим. ред.). Рекламной монетизации будем уделять меньше времени. Формат короткого метра очень сложно совмещать с рекламой. Если ты смотришь полнометражный фильм, реклама дает тебе возможность отойти, перекусить. В нашем случае получается, что ты должен смотреть короткометражку от начала до конца: две пропущенные минуты могут привести к тому, что ты не поймешь, чем все закончилось или с чего начиналось. Так что, думаю, будем просто предлагать платформам подборки фильмов без рекламы. Но все будет решаться в процессе — мы только начинаем работать в этом направлении.
Обратил внимание, что вы сменили логотип. Мне казалось, что сначала он был таким премиальным, а сейчас стал более народным. Верны ли мои ощущения?
Не думаю, что канал стал более народным, — Shot TV остается довольно премиальным продуктом, в том числе с точки зрения логотипа и всей упаковки. Мы ориентируемся на то, что большая часть хороших короткометражек выходит на фестивалях: Берлинском, Каннском и так далее. И стараемся следовать похожей концепции — делать не общепотребительский продукт, но и не совсем закрытый. Так или иначе мы пытаемся уйти в широкий пакет и стать популярными среди более широкой аудитории. Понятно, что короткий метр — это, скорее, для ценителей и понимающих. Но до этого считалось, что такой контент должен быть исключительно а-ля карт, закрытый, только для определенной прослойки, которая думает и видит мир одинаково. Мы пытаемся сделать так, чтобы канал был понятен и приятен большему количеству людей. Для этого поменяли логотип, перебивки, сетку и подборку контента.
Еще заметил, что вы на сайте довольно много внимания уделяете блогам, размещаете информацию о фильмах и вообще публикуете много текстовых материалов. Зачем?
Потому что к нам довольно часто обращаются с вопросом о том или ином фильме, но в силу того, что мы не можем очень оперативно отвечать на все вопросы, мы предоставляем нашим зрителям возможность почитать о них сайте. Также начали подтягивать всю информацию про фильм в телепрограмму, которая публикуется на сайте. Сейчас пытаемся активно рассказать про то, что мы свежие. Хотим, чтобы все знали, что короткий метр — это будущее. И это один из вариантов маркетинга — продвижение нашего контента и телеканала в целом.
В прошлом году появилась HD-версия Shot TV. А считаете ли вы перспективным 4K? И вообще, достаточно ли на рынке короткометражных фильмов в этом формате?
К сожалению, с коротким метром в 4K все очень сложно. Большая часть короткометражек — студенческие или фестивальные работы, которые снимаются за небольшие деньги. Для создания фильма в 4K нужен большой бюджет, производительное оборудование и довольно продолжительное время для обработки и создания материалов. То, что сейчас есть много короткометражек в HD, — это уже хорошо. Люди начнут снимать в 4K постепенно, может, в течение года-полтора. Вообще считаю, что короткий метр — недооцененный формат. Он всегда был, про него все знали, но оценивали его как арт-хаус, как произведение искусства. Сейчас начинают снимать короткометражные комедии, боевики, драмы. И все идет к тому, что скоро начнут производить такие фильмы в 4K — тогда и мы запустим 4K-версию Shot TV. Сейчас есть единицы короткометражек в сверхвысоком разрешении.
А если российская студия или группа студентов сняла короткометражку, есть ли у них возможность попасть на ваш телеканал? Что для этого надо сделать?
Для этого достаточно снять хороший фильм.
А куда писать или звонить?
Есть два варианта. В первом случае наши закупщики ищут по своим контактам авторов фильмов и договариваются напрямую. Во втором — человек узнает о нашем телеканале, заходит на сайт shot-tv.com, где есть специальная форма для новых фильмов, необходимо заполнить ее и указать контактную информацию, мы связываемся в течение суток. Положительное решение зависит от того, есть ли в произведении мысль, какая картинка, как отыграли актеры. Если фильм этот этап проходит, то мы связываемся с автором, обговариваем условия лицензирования, гонорар, как и где будем показывать короткометражку, заключаем договор. Обычно с момента получения письма до показа фильма в эфире проходит около двух недель. У нас нет времени долго затягивать этот процесс, все решаем очень быстро. Мы всегда открыты к разговору по поводу короткого метра. И работаем для того, чтобы хороших отечественных короткометражек становилось больше. Как только такой фильм у нас появляется, то сразу его показываем и всем рассказываем, что вот есть такой русский фильм и его надо посмотреть.
Вам много фильмов присылают?
Шедевры присылают крайне редко. По большей части хорошие русские фильмы мы находим сами.
Что интересного будет на Shot TV в 2020 году?
Расскажу о нашей самой яркой и титулованной премьере — мини-сериале «Невидимые герои», истории захвата власти Пиночетом в Чили в 1973 году глазами иностранных дипломатов. Его можно будет посмотреть только у нас. Пока фильм дублировали, наш отдел промо случайно выяснил, что главный герой — реальный финский дипломат, сын дипломатов и внук ректора Национального университета Хельсинки — жив и прекрасно помнит чилийский путч, зверства военной хунты, нобелевского лауреата Пабло Неруду и команданте Пиночета. Представляете, каким было наше удивление, когда господин Тапани Бразерус ответил на наше письмо и согласился дать к премьере фильма в СНГ эксклюзивное интервью. С ним побеседовал большой почитатель Сальвадора Альенде (бывший президент Чили, погиб во время переворота, — прим. ред.) писатель Дмитрий Быков.