img11 сентября 2018 в 16:34

Команда канала «Кино ТВ»: «Есть план выйти за рамки телеканала, что довольно естественно»

Команда телеканала «Кино ТВ» — исполнительный продюсер Александра Янбухтина, программный директор Ксения Кононова и редактор Максим Заговора — в интервью «Телеcпутнику» рассказали об эволюции канала, своем подходе к программированию сетки, выборе фильмов и о том, почему нельзя делить кино на авторское и массовое.

Команда телеканала «Кино ТВ» — исполнительный продюсер Александра Янбухтина, программный директор Ксения Кононова и редактор Максим Заговора — в интервью «Телеcпутнику» рассказали об эволюции канала, своем подходе к программированию сетки, выборе фильмов и о том, почему нельзя делить кино на авторское и массовое.
Расскажите, как создавался канал и как он эволюционировал со временем?
Александра Янбухтина: В эфире телеканал «Кино ТВ» появился еще шесть лет назад, его создали несколько человек, имеющие непосредственное отношение к медиабизнесу, и вначале он базировался в Москве. В 2015 году решили, что редакция должна размещаться в Санкт-Петербурге, и собрали команду из молодых и прогрессивных медиаспециалистов. Тогда буквально за несколько месяцев мы осуществили перезапуск проекта: изменили концепцию, подход и в итоге превратили его в тот продукт, который вы видите сегодня.
Как вы изменили телеканал, когда взялись за него?
Александра Янбухтина: Мы начали с самого необходимого: внедрили автоматизацию вещания, провели ребрендинг и пригласили в редакцию новых людей, чтобы начать производство собственного контента. Мы выслушали сотни мнений, не упускали ни одной возможности спросить совета. Например, даже в интервью с лидерами российской и международной киноиндустрии спрашивали, каким бы они хотели видеть телеканал о кино. Так пазл и сложился. Мы провели отличную работу и в итоге стали лауреатами главной российской премии в области оформления эфира Mediabrand в нескольких основных номинациях.

Нам повезло, что все по-настоящему загорелись идеей сделать что-то необычное, были готовы экспериментировать, воспринимали рабочие моменты как личные. Первые рубрики мы рисовали на бумаге, потому что привлекали художников, у которых не было телевизионного опыта, но их взгляд нам казался интересным. Потом сканировали картинки и анимировали их. Никто даже не пытался идти каким-то стандартным путем, потому что мы решили: телеканал, который показывает кино, не может ограничиваться банальной телевизионной картинкой. Так и появились эксперименты с изображением, звуком, графикой, другими вещами.

Я правильно понял, что изменения в первую очередь коснулись контента, который канал производит сам?
Ксения Кононова: Да, но не только. Мы многое изменили и в сетке вещания. Например, отказались от блокового программирования, хотя такой подход очень распространен. Решили, что не хотим собирать эфир из больших кирпичей, работали над сочетанием фильмов и программ, над драматургией эфира. Понятно, что вряд ли кто-то смотрит один телеканал сутками напролет, но мы выстраиваем сетку таким образом, что с нами это возможно. Кроме того, мы значительно увеличили закупки, что и дало нам возможность уменьшить количество повторов, и теперь у нас одна из самых больших фильмотек среди всех киноканалов.
Александра Янбухтина: Весь путь, который проделала Ксюша со своей командой, — он действительно про эксперименты.
Ксения Кононова: Многие люди, которые занимаются программированием эфира, говорили, что мы делаем что-то неправильно. Но мы идем своей дорогой, совершаем ошибки, но при этом, надеюсь, находим и правильные пути.
Ваши эксперименты помогли увеличить время смотрения?
Александра Янбухтина: Раньше средний показатель смотрения был 17 минут, сейчас — около 34.
Можно ли сказать, что «Кино ТВ» — телеканал для киноманов, то есть для людей, которые воспринимают кино не как развлечение, а как искусство?
Ксения Кононова: Нет, мы не работаем на какую-то одну аудиторию. Есть разные фильмы: для тех, кто ценит сложное кино, и для тех, кто просто хочет хорошо провести время. Мне кажется, что ни один человек в мире не будет смотреть только Германа с перерывами на Бергмана и Кубрика. Рано или поздно даже прожженному синефилу захочется посмотреть что-то другое. Скажем, «Крепкий орешек» — почему нет? Поэтому у нас есть и «Пятый элемент», и «Суперперцы», и фантастика, и мультики.
У меня сложилось впечатление, что канал позиционирует себя как эксперт в кино и хочет привлечь аудиторию киноманов.
Максим Заговора: Это из-за того, что мы обсуждаем фильмы в эфире, говорим о них. Но ведь любая картина так или иначе требует осмысления, хоть «Елки», хоть Феллини. После сеанса вы всегда находитесь под впечатлением от увиденного — вы хвалите фильм, ругаете, вспоминаете какие-то отдельные сцены. Так это работает. И как только начинается такое обсуждение, у фильма появляется новый контекст. Может показаться, что это все для киноманов, но на самом деле это совершенно естественная человеческая реакция. Поэтому все, что мы делаем на «Кино ТВ», — репортажи со съемочных площадок и с фестивалей, познавательные и публицистические рубрики, — нельзя назвать продуктом для каких-то снобов-интеллектуалов. Это просто живая реакция. В этом и заключается наша программная модель. Заслуживает этот фильм внимания? Заслуживает. Стоит о нем поговорить? Стоит. В нем заняты такие-то актеры — давайте о них подробнее расскажем, давайте с ними встретимся и поговорим. И получается, что таким образом мы делаем то, что никто другой не сделает.
Что, например?
Максим Заговора: Да большую часть нашего контента. Мы берем интервью в разных точках мира у людей, которых русский телезритель никогда не видел. И скорее всего, если бы не «Кино ТВ», никогда бы не увидел, а мы эту возможность даем.
Александра Янбухтина: Когда мы начинали, то понимали, что есть огромное количество телеканалов о кино, которые 24/7 крутят фильм за фильмом, но никак не взаимодействуют со зрителем. Это такой проигрыватель, встроенный в телевизионный эфир. В межпрограммном пространстве тоже ничего не происходит.

Мы же решили сделать канал, который будет не просто показывать кино, но и рассказывать о кино и киноиндустрии в целом и разговаривать с людьми.

У вас нет опасений, что вы пытаетесь поделить аудиторию на два лагеря? «Майор Пейн» и разные блокбастеры вы предлагаете аудитории, которая хочет прийти на канал, чтобы развлечься. А вот прекрасное интервью Максима с Алексеем Германом-младшим скорее подойдет для канала «Культура», но это уже совершенно другая аудитория.
Максим Заговора: Мне кажется, что эта логика уже не работает. Допустим, мы приезжаем на Каннский фестиваль и видим, что там чуть ли не в один день с каким-­нибудь четырехчасовым азиатским фильмом показывают премьеру новых «Звездных войн». Что это значит? Они делят аудиторию на поклонников «Звездных войн» и на поклонников авторского кино? Нет. И то, и другое — кино.
Ксения Кононова: Это во-первых. И во-вторых, в нашем случае интервью с Германом-младшим все-таки пойдет в слоте не с фильмом «Мумия». Мы это учитываем.
Максим Заговора: Мы позиционируем себя как канал, который не только показывает фильмы, но и рассказывает обо всем, что с ними связано. Поэтому мы не можем игнорировать юбилеи Германа, Кубрика, Бергмана. Иначе мы были бы не каналом о кино, а каналом, который в соответствии с какими-то представлениями о жизни просто крутит фильмы. Нас правда интересует, что происходит в индустрии, что из чего выросло, как кино развивается, куда оно движется. Если мы объявляем, что хотим о чем-то говорить, то киноманские штуки, как вы их называете, нельзя игнорировать.
Ксения Кононова:Мы обращаемся к себе, думая и о нашей аудитории. Мне интересен и «Майор Пейн», и фильмы с Анджелиной Джоли, и интервью с Германом. Если это интересно мне, почему это не может быть интересно кому-то еще? И отдельный вопрос — в том, как это сделано.
У вас есть четкое понимание, кто смотрит ваш канал?
Ксения Кононова: За последнее время аудитория помолодела, активно растет ядро 25—44 лет. При этом и основной теле­визионный зритель, 55+, важен для нас. Хотя совершенно точно не все, что мы показываем, ему близко.
Как вы выбираете фильмы для телеканала?
Максим Заговора: Это всегда зависит от совокупности факторов. Во-первых, все зависит от того, можно ли тот или иной фильм приобрести. Затем мы смотрим, как он прошел в кинотеатрах, как обсуждался, какой вокруг него информационный фон, какое количество положительных или отрицательных рецензий и отзывов получил. Учитываем, у каких коллег и конкурентов этот фильм уже выходил. И в конце концов Ксюша регулярно проводит опросы в редакции, собирает разные мнения, заносит их в свою секретную таблицу с секретными символами. И таким образом, после сложных подсчетов, фильм появляется или не появляется в сетке канала.
Посмотрел вашу программу передач. Фильм Джима Джармуша выходит поздно ночью, «Голодные игры» в 10 утра, а «Майор Пейн» — в 7 часов вечера. Расскажите о ваших принципах программирования.
Ксения Кононова: У нас есть ключевая эфирная точка — 21:00. И в эту точку у нас каждый день попадает что-то классное — хиты, премьеры. А в остальном наш принцип — отсутствие принципов. А что вас смутило? Джармуш ночью? Мы показывали его в девять вечера, но потом поняли, что он лучше смотрится именно перед сном.
Просто шел на интервью с пониманием, что вы — киноманский канал. Сейчас мое представление изменилось. Понятно, почему Джармуш ночью, — это кино не для всех. Просто мне интересно, почему выбрана такая последовательность, которую я привел выше?
Ксения Кононова: Каждый день это разная последовательность. «Голодные игры» показали утром, потому что это был повтор вечернего показа. Нам приходится повторять фильмы, чтобы у тех, кто не попал на премьерный сеанс, была возможность его увидеть, но все равно таких повторов меньше, чем у других каналов.

«Голодные игры» — это подростковая сага, почему бы не посмотреть ее с утра? И кстати, мы не зациклены на том, что мультики должны быть только утром. Есть много взрослых людей, которые любят мультики и смотрят их вечером. И есть много людей, которые захотят утром включить телевизор и увидеть там не только мультики, а что-то еще. Мы даем им такую возможность.

Можете назвать соотношение русских и зарубежных фильмов на телеканале?
Ксения Кононова: Никогда не смотрела на это в процентном соотношении и никогда не относилась к русскому кино как-то особенно. Важнее то, насколько кино интересное, — если видим интересный русский фильм, то мы его берем.
Как вы считаете, кино сейчас конкурирует с сериалами?
Ксения Кононова: Я считаю, что аудитория, которая смотрит сериалы, и в первую очередь зарубежные, она не про ТВ, а про Интернет. Их же смотрят запойно, и мало кто захочет ждать, когда телеканал покажет продолжение, если есть возможность посмотреть все серии сразу.

Мы показывали «Шерлока», но это, скорее, многосерийный фильм. И мы пока не нашли классического сериала, в котором одна серия цепляется за другую и который можно было бы показать на нашем канале.

Расскажите, что вы делаете для продвижения телеканала?
Александра Янбухтина: Многое. Один из последних примеров: мы эксклюзивно показывали в России церемонию закрытия Каннского фестиваля. Для нас это стало хорошим поводом рассказать о себе. На самом фестивале мы делали спецпроект с «Афишей» — снимали для них отдельные истории, которые затем хорошо расходились и по другим медиа. Всего получили около 200 публикаций в СМИ и тысячи новых подписчиков на YouTube.

Кроме того, мы активно работаем вне эфира. Участвуем в организации кинопоказов, ретроспективах режиссеров, которые никогда раньше не приезжали в Россию, присутствуем в жюри кинофестивалей. Сотрудничаем с киношколами и кинокомпаниями. Нас знают президенты всех крупнейших киносмотров, мы получаем эксклюзивы, которых порой нет у других телеканалов, нас первыми зовут на съемочные площадки самых громких предстоящих премьер. Мы долго работали ради того, чтобы сейчас это получалось само собой.

В какой момент и почему сайт «Кино ТВ» стал работать как самостоятельное медиа — со специально написанными для него статьями и интервью?
Максим Заговора: Все довольно просто. У нас есть сайт, и нам надо было решить, в какую сторону он должен развиваться. Можно было бы сделать визитку с телевизионной программой, а можно попробовать сделать из него отдельное небольшое медиа. Мы выбрали второй вариант.
Почему?
Александра Янбухтина: У нас очень много отличного контента собственного производства. В какой-то момент мы поняли, что телевизионного эфира для него мало. Поэтому появились и социальные сети, и сайт.
Сайт, выполняющий роль отдельного медиа, помогает каналу привлекать зрителей?
Максим Заговора: Одна из самых популярных вкладок на сайте — страница с информацией о подключении «Кино ТВ». Сложно подсчитать конкретную конверсию, но наша задача — сделать путь до этой вкладки как можно более интересным.
Александра Янбухтина: Есть и еще один момент. Во многом благодаря материалам на сайте наш телеканал хорошо знают в киноиндустрии. Огромное количество кинопрокатных компаний, пиарщики фильмов обращаются к нам с просьбой написать рецензию, сделать материал. Это тоже капитал. Несколько раз в неделю нас приглашают на фестивали, съемочные площадки, мастер-классы. То есть «Кино ТВ» — это уже узнаваемый в индустрии бренд.
Когда вы делаете контент для телеканала, вы учитываете, что его будут смотреть в Интернете?
Александра Янбухтина: Это невозможно не учитывать. Мы иногда делаем две версии программы: одну для телевидения, другую для онлайна.
И в чем отличие?
Александра Янбухтина: В хронометраже, графическом оформлении, структуре, бывает по-разному. Нельзя сказать, что мы уже очень большие эксперты в производстве контента для Интернета, но мы стремимся к совершенству, и это вопрос времени, потому что нам нравится этим заниматься. «Кино ТВ» в очень хорошей ситуации — у канала мало конкурентов, которые бы делали что-то похожее.
Расскажите, какой контент вы делаете для «Кино ТВ»?
Максим Заговора: Есть несколько направлений: мы делаем анимированные рубрики, достаточно короткие по хронометражу, до минуты. Это графически оформленные цитаты или справка об актере. Они выполняют функцию отбивок.

Второе направление — повестка дня. Мы делаем репортажи с красных дорожек российских и зарубежных кинопремьер, рассказываем о проходящих фестивалях. Это скорее информационно-публицистический жанр, а не чисто новости и не просто репортажи.

И третье направление — это спецпроекты. Например, у нас есть викторина «Скриншот», где кинематографисты угадывают фильм по кадру. Или можем сделать серию интервью, не привязанных к информационному поводу. Или серию образовательных программ.

Вопрос про Гречку и Монеточку. Вы сняли видео на «Кинотавре», где они рассказывают о любимых песнях друг друга. И если проследить всю цепочку событий, то если бы этого видео не было, то не было бы и этого неожиданного высказывания Земфиры о молодых певицах, которое в Интернете обсуждали несколько дней. Весь этот ажиотаж как-то отразился на канале?
Александра Янбухтина:У нас выросли показатели просмотров, так как раньше у Гречки и Монеточки не было совместных видео.
Максим Заговора: У нас не было планов расколоть русскую эстраду. Просто Гречка и Монеточка — достаточно яркие имена. Если они оказываются в одном помещении вместе, то логично их объединить. Довольно странно, что никто, кроме нас, этого не сделал. А мы эту историю реализовали, и она стала жить своей жизнью. До сих пор это один из самых популярных материалов на нашем сайте и на YouTube. И это хорошо для «Кино ТВ»: человек смотрит Монеточку и Гречку, нажимает кнопочку «Далее» и видит другие наши материалы.
Александра Янбухтина: Хотя мы канал не о музыке, а о кино. Это было, скорее, случайное событие, которое вот так разошлось и дало нам хороший результат.
Это все стало неожиданностью для вас?
Максим Заговора: Ничего неожиданного нет. Мы рассчитывали, что этот ролик посмотрит больше людей, чем другие наши видео, но это не было главной мотивацией при его создании.
Нет планов найти в Каннах Джима Джармуша и Дэвида Линча и снять их вместе?
Максим Заговора: Все-таки это немного иначе работает. Не так сложно, сидя за этим столом, придумать снять Линча и Джармуша разом. Но они же должны оказаться там, где оказываемся мы, да еще и вместе.
Александра Янбухтина: Если вы спрашиваете о том, ориентируемся ли мы на Интернет и на так называемые вирусные эффекты, то в какой-то момент мы начнем смотреть прицельно и в эту сторону. Понятно, что «Кино ТВ» не будет гнаться только за хайпом, но мы готовы говорить об актуальных явлениях и даже генерировать тренды.
У вас есть планы по монетизации канала в онлайне?
Максим Заговора: У нас есть планы по усилению направления диджитал в целом, и если все сложится, это поможет и нашему бизнесу.
Прочитал комментарий к одному вашему ролику на YouTube. Он сводился к тому, что контент классный, но, мол, аудитория небольшая. Пользователю было непонятно, как вам удается в таких условиях держаться. Скорее всего, он посчитал «Кино ТВ» таким YouTube-каналом. Но скажите, вам в целом в кабеле хватает аудитории?
Максим Заговора: Всегда хочется расти, но сейчас наша аудитория уже больше, чем мы ожидали, рост опережает прогнозы. Наш технический охват составляет 15 млн человек, и мы входим в топ-10 киноканалов по времени телесмотрения.
Кого вы видите главным конкурентом на кабельном телевидении?
Максим Заговора: Мы не делим телевидение на кабельное и бесплатное. Хотим, чтобы к нам пришла аудитория ТНТ, СТС и «Пятницы», то есть зритель любого развлекательного канала.

Мне кажется, ограничивать себя кабелем и спутником не очень правильно, просто потому что зритель не мыслит такими категориями. «Первый» и «Кино ТВ» — две равноценные кнопки на пульте. И в этом смысле мы заинтересованы в аудитории всех игроков на рынке.

Расскажите про творческие планы. Что вы хотите сделать с каналом в перспективе двух-трех лет?
Александра Янбухтина: Последние три года мы неслись с бешеной скоростью. Возможно, как раз сейчас настал момент притормозить, подумать и подвести промежуточные итоги. Мы создали много контента, объездили огромное количество фестивалей и оказались в ситуации, когда у нас есть телеканал и площадка в Интернете, каждая со своей аудиторией, успехами и неудачами. Поэтому в данный момент мы занимаемся анализом и обдумываем новый проект. Грубо говоря, хотим перейти на новую ступень.
Хотите сделать что-то большее, чем просто телеканал?
Александра Янбухтина: Мы это уже делаем и будем дальше двигаться в этом направлении.
Подробности расскажете?
Максим Заговора: Есть план выйти за рамки телеканала, что довольно естественно. Любое современное СМИ не может ограничивать себя одной платформой. Мы можем быть и на ТВ, и в Интернете, и на улицах городах; можем делать собственный контент, партнерские проекты, спецпроекты, даже сами снимать кино. Это все лежит на поверхности. И в итоге мы хотим стать явлением, а не специализированным медиа. Это такая очевидная и первостепенная цель.
На самом деле не совсем очевидная.
Александра Янбухтина: Для нас это обязательное условие, так было изначально задумано — нужно делать то, во что мы верим, и так, чтобы нам было интересно. Как только это прекратится, нам надо будет заканчивать. Только благодаря этому у нас с самого начала все получалось и получается сейчас.
__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий