Телевидение и все медиа во всем мире, не только в России, занимаются тем, что фокусируются на определенной аудитории, несут определенный посыл. Это необходимое для успеха условие. Даже онлайн-видеосервисы при всем том многообразии контента, который они предоставляют, используют определенный фокус и понимание, для кого они это делают. Если смотреть с этой точки зрения, то да, пять лет назад каналов было меньше, а возможностей для создания своего позиционирования, соответственно, больше. Хотя те детские каналы-лидеры, которые вещают сейчас, в то время уже работали. Но нам, кажется, удалось сфокусироваться и предложить ту концепцию, которая была бы адекватна для восприятия и детей, и родителей. С этой точки зрения мы находимся в позитивной ситуации.
Что касается других сложностей, то они возникают при запуске любого канала. В первую очередь, это соблюдение дедлайнов. Кроме того, запуск СТС Kids стал входом «СТС Медиа» в непривычную сферу — тематическое телевидение. До этого все каналы холдинга были эфирными, и нам необходимо было отладить новый процесс. Плюс запуск канала совпал с реновацией технического комплекса «СТС Медиа». Собственно, СТС Kids стал первым каналом холдинга, вещание которого стало вестись на новом оборудовании.
Но это все такие предсказуемые проблемы, их можно было предположить заранее. Они все решаемые.
С точки зрения концепции, мне кажется, так удачно все получилось, что особой потребности в корректировке не возникало. Она осталась неизменной: СТС Kids — это канал для детей, с которыми занимаются. Занимаются и родители, и учителя, которые заботятся о будущем детей. Мы по-прежнему предлагаем большое количество развлекательного контента и по-прежнему между этим развлекательным контентом вставляем развивающие элементы.
Один из наших главных хитов — программа собственного производства «Развлечеба». У этого цикла по-прежнему стоит задача собрать все школьные темы и по каждой сделать один эпизод — не очень длинный, чтобы он не успел наскучить ребенку. Мы, безусловно, не хотим отбирать хлеб у учителей, потому что телевизор не может заменить полноценного обучения. Но предлагаем вводную информацию в тему, какую-то дополнительную информацию или визуализацию того предмета, который изучается в школе. В такой интерактивной и развлекательной форме, чтобы ребенок смог посмотреть ее не один раз, а два и больше. Такие задачи стоят перед «Развлечебой».
Структурно эта программа тоже не изменилась: мы кратко даем вводную информацию по определенной теме, закрепляем ее, и в конце ведущий Кубокот задает детям вопросы, ответы на которые можно было услышать внутри программы. Особенно для нас ценны вопросы, над решением которых стоит подумать: сделать логическое заключение на основе информации, рассказанной в программе. Мы также считаем хорошим опытом, если ребенок, не найдя ответ самостоятельно, обратится к взрослым или начнет искать его в других источниках. В общем, «Развлечеба» — программа, которая не только дает знания, но еще подвигает к тому, чтобы дети заинтересовались, поспрашивали.
Сейчас снято более 100 эпизодов «Развлечебы», и впереди еще столько же — уже осваиваем русский, математику и будем добавлять новые предметы, в первую очередь иностранные языки. Когда разберемся с предметами начальной школы, планируем серию передач с Кубокотом об этикете и безопасности. То есть о том, как правильно и безопасно вести себя в городе, школе и так далее. Этим темам в школе уделяется не так много внимания, но они важны не меньше, чем интеллектуальное развитие.
Некоторые нововведения появлялись, но они были придуманы в момент создания концепции. Из видимых изменений — у нас наконец-то появился второй ведущий в музыкальной программе «Тыц-парад». Для нас, кстати, музыка тоже значимый элемент, так как это важная составляющая жизни детей, подростков и молодых взрослых.
Нового ведущего, Вову Левченко, мы уже протестировали в новом формате — репортажной съемке во время ТЭФИ-Kids. И ему, и нам очень понравилось — у Вовы глаза горели, когда у него появилась возможность подойти к именитым телевизионщикам, задать им детские вопросы и посмотреть, как меняются выражения их лиц. У него было интервью с Анной Кузнецовой, уполномоченной по правам ребенка. Видно было, что она пришла на церемонию погруженная в какие-то свои масштабные задачи, но после первого Вовиного вопроса расслабилась. И это подталкивает нас к тому, что пора делать такие репортажные программы, где ведущими бы выступали дети. Ранее мы уже работали над этим форматом, сейчас корректируем его под конкретных ведущих.
Скорее всего, сработало то, что мы честно рассказали про нашу концепцию, о которой я вам сейчас рассказал. Мне кажется, такая концепция и членам жюри приглянулась. Но, безусловно, были и другие достойные каналы — всего в конкурсе было 10 номинаций, и на них поступило более 140 работа. Очень приличный объем.
Вообще, вот такой профессиональной премии в области детского телевидения очень не хватало. Считаю, что это позитивная история.
Более-менее это похоже на наши данные, но надо понимать, что сторонним сервисам не всегда легко оценить такие вещи. Например, у нас есть большое количество анимационных сериалов, которые являются именно познавательными. Такой сериал не впрямую занимается обучением — никто не стоит у доски, ничего не пишет — но его суть не в том, чтобы показать только приключение, а в том, чтобы дети узнали что-то новое. Но если говорить о форме предоставления информации, то да — анимационные сериалы являются самой распространенной формой, которую также больше всего любят дети.
В случае с «Развлечебой» мы тоже выбрали жанр мультфильма, чтобы в какой-то степени усыпить бдительность маленьких зрителей. Они смотрят программу как анимационный сериал, а дальше у них уже на подкорке откладывается информация из программы. Этому также способствует форма подачи «Развлечебы». У нас для каждой темы шесть выпусков, которые отличаются только финальным вопросом. Один раз мы покажем про многообразие животного мира и зададим один вопрос, второй раз покажем — зададим другой вопрос. И так потихонечку у детей откладывается вся эта информация, и они не просто воспринимают ее как набор звуков и картинок. Кроме того, эта информация очень концентрирована во времени: в «Развлечебе» буквально за три-четыре минуты дается объем информации, на который в школе отводится один-два часа. Мы точно знаем, что некоторые школы Москвы и других городов используют эту передачу в своей непосредственной деятельности. Где-то «Развлечебу» показывают на группах продленного дня, где-то ставят перед началом уроков в качестве вводной информации для темы занятия. Мы этому очень рады и только приветствуем такие вещи.
В этом плане то, как у нас складывается сетка, — это, может, не самое оптимальное, но приближенное к этому соотношение. Я в начале говорил, что детям надо дать время, чтобы отдохнуть, сбросить напряжение. Ребенок не должен воспринимать канал как место, где идут школьные уроки. С другой стороны, надо сделать так, чтобы он не проводил время у телевизора даром, чтобы осталась какая-то полезная история.
Мы получаем данные по просмотру канала нашей целевой аудитории и видим, что этот показатель очень высокий. И мы довольны тем, что средний зритель СТС Kids видит определенное количество «Развлечеб», обязательно попадает на развлекательные программы. В конце концов, важна не только познавательная деятельность, но и общее развитие. Например, у нашего зрителя точно будет возможность увидеть музыкальные клипы: каждый из них предваряется небольшим роликом, в котором говорят, что сейчас будет музыка, и предлагают ребенку потанцевать. И в ряде случаев так и происходит: дети начинают танцевать, прыгать, то есть занимаются физической активностью. Развитие должно быть всесторонним.
Это одна из особенностей канала, о которой мы постоянно сообщаем зрителям: возможность переключиться на оригинальный язык транслируемого сериала. Более 60% контента доступно в двух языках: помимо русского, это английский, французский, китайский. В планах добавление и других языков. Мы призываем родителей пользоваться такой возможностью. Обучение (а это именно обучение, ведь дети привыкают к интонациям, ловят знакомые слова, сопоставляют с тем, что уже знают) проходит эффективнее вместе с любимыми героями.
Кроме того, в детских программах используется адаптированный текст, с максимально традиционным произношением, что соответствует навыку детей начальной школы. Нелишне будет напомнить, что в планах Министерства просвещения введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году. И те, кто сдают экзамен сейчас, по-прежнему испытывают сложности с аудированием, когда надо прослушать текст и ответить на вопросы по нему и самому что-то рассказать. Развить навык уверенного слушания сложно за ограниченное время, так что лучше начинать заранее.
Мы сотрудничаем с детской рок-школой, и для нас принципиально, что дети не просто поют. Петь — это такой навык, который можно развивать, и в принципе доказано, что любой человек после какого-то количества занятий будет петь так, что все заслушаются. Нам важно показать, что дети, даже маленькие, в пять-шесть лет, способны не только петь, но и играть на музыкальных инструментах, быть участниками группы, а это тоже отдельный навык. При всем при этом еще сами сочиняют музыку и тексты. Безусловно, все это происходит совместно с руководителями, но для нас важно, чтобы они самостоятельно это делали.
Сейчас в «Тыц-параде» стали выходить клипы, присланные нашими зрителями. Они других жанров, там довольно упрощенная музыка, сыгранная кем-то, а дети только поют. Ну, посмотрим, попробуем это жанр, в нем есть свои плюсы, но в то же время отсутствуют те составляющие, о которых я говорил ранее.
Перед запуском активно сотрудничали с психологическим факультетом МГУ: консультировались с ними по концепции того или иного сериала в целом или некоторых отдельных моментов. За этот период сотрудничества стали если не экспертами, то такими ремесленниками психологического труда. И теперь понимаем, какие вещи позитивны для детей в таком возрасте, а какие не очень.
На канале, например, полностью отсутствует контент наподобие «Тома и Джерри», где конфликт построен на борьбе двух персонажей, они друг друга колотят и наносят тяжкие увечья. Вместо этого у нас много диалогов внутри контента, что позволяет ребенку глубже погружаться в анимационный мир и улучшать навык слушания других людей. Пусть в данном случае речь идет о выдуманных персонажах, но это не так важно, все равно дети воспринимают их как живых.
Нам также важно, чтобы в приключенческих жанрах был увлекательный нарратив. Это позволяет ребенку более внимательно следить за всеми перипетиями, и даже если в сериале нет познавательной информации, он запоминает примеры поведения, которые теоретически могут быть в реальной жизни, понимает, какое поведение и почему считается позитивным, а какое осуждается героями мультсериала. В этом смысле все наши сериалы так или иначе полезны — если не как образовательный контент, то как показательный.
«Царевны» созданы подразделением «СТС Медиа», которое занимается производством анимации. Первый анимационный сериал, который родился внутри холдинга, — «Три кота». Сейчас его можно увидеть более чем в 170 странах, «Царевны» на пути к этим рекордам.
Мы очень довольны тем, как прошел сериал. У нас была эксклюзивная премьера, и какое-то время между стартом у нас и стартом на канале СТС это был исключительно наш продукт, чем мы по максимуму воспользовались. То, о чем я говорил, в этом сериале также есть. Например, примеры поведения, понятные для нашей целевой аудитории, когда дети попадают из своих семей в новую школу, новое пространство, заводят новых друзей, становятся участниками новых ситуаций. И «Царевны» в этом смысле дают пример, как можно себя вести, помогают разобраться, как другие люди воспринимают поведение. Там это все есть, и мы этому рады. Продолжение сериала будет, безусловно. Надеемся, что в какой-то момент он дорастет до такого же количество серий, что и «Три кота».
Сейчас существует огромное количество YouTube-каналов, которые так или иначе покрывают аудиторию с определенными узкими интересами. Но каждый конкретный YouTube-канал не может быть конкурентом телеканалу. Телеканал в целом пока еще шире аудиторно, чем любой узконаправленный YouTube-канал.
Безусловно, сейчас любой канал, любой медиаконтент, любое видео конкурируют между собой. В сутках 24 часа, из них 8 часов ребенок спит, и в оставшиеся 16 часов все варианты времяпрепровождения конкурируют между собой. Поэтому некорректно говорить, что мы отмахиваемся от YouTube и не замечаем его. Но мы, с одной стороны, стараемся не зацикливаться на том, что в мире есть и такое медиа, а с другой — следим за теми тенденциями, которые там появляются. Если что-то из YouTube подходит нам по концепции, то мы сделаем подобный проект сами либо вместе с видеоблогером.
Есть еще одна история, связанная с YouTube и другими медиаплатформами в Интернете, — там нет никакого редакторского контроля. Никто не сидит и не сверяется с психологами, насколько контент целесообразен и полезен для детей. Так что в лучшем случае время, которое ребенок проведет в Сети, будет потрачено впустую, а в худшем это будет небезопасное времяпрепровождение.