img18 февраля 2019 в 17:11

Сергей Панин, «Мир антенн»: «Наши магазины никуда не денутся: людям нужна поддержка и обслуживание»

Владелец сети магазинов-салонов «Мир антенн» из Воронежской области Сергей Панин рассказал «Телеспутнику» о состоянии своего бизнеса, поделился мнением о перспективах рынка установок приемного спутникового оборудования.

Владелец сети магазинов-салонов «Мир антенн» из Воронежской области Сергей Панин рассказал «Телеспутнику» о состоянии своего бизнеса, поделился мнением о перспективах рынка установок приемного спутникового оборудования.
Расскажите о своей компании. Как давно вы работаете на рынке?

Мы начали работать в Воронеже на заре спутникового телевидения. Я лично поставил первую антенну на Turksat году в 86-м, когда никто у нас еще не слышал о спутниковом ТВ. Тогда для закупки оборудования ездил в Прибалтику — отдельная история, как мы везли тарелку диаметром 1,8 м, по очереди дежуря с другом в тамбуре.

Первые тарелки мы ставили по два или три дня, не имея приборов, с ресиверами без индикаторов, на которых надо было просто крутить ручки, как на радиоприемнике, для получения стабильного сигнала. Знали примерно координаты относительно Риги, а относительно Воронежа их приходилось долго пересчитывать, но в итоге все заработало. На Turksat тогда было буквально пять или шесть аналоговых каналов, но это было очень интересно.

Когда запустился «НТВ-Плюс», мы начали работать с ним уже как бывалые установщики — ставили аналоговые комплекты, в которые входили хорошие французские ресиверы. Постепенно народ стал все больше интересоваться спутниковым телевидением, и тогда возникла необходимость в открытии специализированного магазина.

Основная волна спроса пришла на ваш рынок вместе с «Триколором»?

Пожалуй, да. Честно говоря, мне тогда еще политика «НТВ-Плюс» показалась странной: при довольно высокой абонентской плате, которую, наверное, могли платить жители Москвы и Санкт-Петербурга, но не остальной России, они буквально подготовили рынок для «Триколора». Тот объявил, что предоставит некоторое количество каналов бесплатно, и люди потянулись.

Однако впоследствии и «Триколор» отказался от бесплатного пакета — абонентская плата постепенно начала расти. Но это и неудивительно. Рынок «Триколором» уже насыщен. Кто хотел себе его поставить, уже установил. Немного поджимают «Телекарта» и МТС. Последний, правда, в нашем регионе не пошел.

Почему, на ваш взгляд, МТС не пользуется большим спросом? Вы с ним работаете?
Я с МТС сталкиваюсь, но в основном на установках. Мне предлагали статус дилера, но для этого необходимо купить у них партию оборудования для реализации. Меня эти условия не устроили. Видимо, не я один так отвечал — они начали продавать комплекты через свои салоны связи. Но специалистов по установке-то у них в этих салонах нет. При продаже они не уточняют у потребителя, в каком направлении окна, что за дом. Им все равно, как потом это будет устанавливаться, лишь бы продать. За установкой их покупатели периодически обращаются к нам. И иногда приходится ставить их перед непростым выбором — либо как-то договариваться об установке на не­удачную крышу (что очень не любят ТСЖ), либо идти сдавать покупку обратно.
Почему вы не организуете ФСМ «Триколор», раз именно этот оператор пользуется спросом?

Я работал с «Триколором» год или даже полтора: один из моих магазинов был ФСМ, где продавались только комплекты этого оператора. Но на старте наших отношений мне говорили, что других магазинов в городе открываться не будет, а спустя 10 месяцев появился конкурент. Оценив ситуацию, через некоторое время я отказался от сотрудничества — для меня это было выгодно, только если я в таком формате работаю один. А с тех пор в городе появилось два ФСМ и ЦПИО «Триколор».

От этого сотрудничества я, кстати, получил определенную выгоду: за те год или полтора, что магазин проработал в режиме ФСМ, благодаря триколоровской рекламе люди узнали об этой точке. А сейчас я ее просто перевел на мультибренд. Причем торгую не только спутниковым оборудованием, но и GSM, эфирными приставками и антеннами. И к нам приходят по самым разным вопросам, связанным с этой сферой. К примеру, довольно много ставят комплектов на бесплатные зарубежные спутники. У нас в городе большая армянская и азербайджанская диаспоры — они заказывают установку на Turksat.

Заказывают ли еще новые установки спутниковых комплектов российских операторов?
Сейчас идут обмены, и то немного. В магазине, где раньше продавали по 10—20 комплектов в день, теперь в лучшем случае 3-4 обмена.
Есть ли при этом спрос на приставки с доступом к Интернету?
Сами приставки лично мне кажутся очень перспективными, особенно в многоквартирных домах, где антенны на фасады установить нельзя. Обменов на приемники, подключаемые только к Интернету, было один или два за все время. А вот универсальные ресиверы, которые подключаются и к Интернету, и к спутнику, спрашивают довольно часто. Их можно летом забирать с собой на дачу и смотреть с их помощью каналы через спутниковую антенну, а зимой тот же пакет получать через Интернет без установки тарелки.
Интересуют ли абонентов дополнительные функции приставок? Замечаете ли вы спрос на HD или UHD?
По большому счету, нет. Единицы приходят и спрашивают про поддержку определенных форматов на флешках, но это буквально один-два процента. Остальным, если показывает без «мурашек», то и прекрасно.
Сильно ли повлиял на рынок переход на эфирное цифровое телевидение?

Да. Многие люди не хотят менять старые спутниковые ресиверы на новые, а приходят и за 1—1,5 тыс. рублей приобретают эфирную приставку с формулировкой: «Мне и 20 каналов достаточно». Раньше одним из драйверов подключения к «Триколору» было качество каналов на фоне эфира, а также их разнообразие. Но в дополнительных комнатах или на кухне эфирная цифра с 20 каналами сейчас уже более привлекательна.

Но мы продаем и эфирные приставки, поэтому по бизнесу нашей компании переход на цифру ударил несильно. Мы даже одно время продавали приставки под своим брендом из Китая, потом перешли на другие марки. Держим большой ассортимент: от самых дешевых — без индикаторов и кнопок, с ценой до тысячи рублей — до более дорогих, с дополнительными функциями, Wi-Fi и т. п.

Востребованы ли антенны для эфирной цифры?
Антенны для эфирной цифры мы также продаем, но в городе сейчас с приемом проблем нет, поэтому дорогие антенны спросом не пользуются. Большинству жителей достаточно обычных комнатных.
Развиваете ли вы дополнительные услуги, например видеонаблюдение?
Да, мы этим занимаемся. Естественно, это не основной профиль деятельности. Но у нас оформлена отдельная витрина, где люди могут подобрать камеры и заказать их установку.
Основной спрос заметен со стороны частных потребителей или бизнеса?
В основном это большие объекты, где необходимо несколько камер. Есть спрос и у частных лиц. По большей части это охрана недвижимости — дома, дачи. Правда, мы ограничены тем, что работаем с заказчиками, у которых нет НДС. Мы — ИП на упрощенке. Сейчас власти заговорили о том, чтобы ИП пускать в конкурсы, — возможно, это расширит нам круг потенциальных заказчиков.
Есть ли в ассортименте магазина компоненты для построения умного дома и насколько активно они продаются?
В ассортименте все это есть, но спросом не пользуется. Возможно, у компании просто немного иной профиль. Если бы магазин как-то по-другому назывался — «Умный дом», например, — возможно, интерес бы был. Но у нас «Мир антенн», и идут сюда в основном за антеннами.
Пользовался ли у вас спросом и пользуется ли сейчас спутниковый Интернет?

На моей практике были всего одна или две установки. В нашем регионе это полезнее всего для каких-нибудь заправок вдалеке от райцентров или организаций, выполняющих проектные работы там, где нет кабельного и мобильного Интернета. Обычный человек даже в 30—40 км от крупного населенного пункта в Воронежской области может подключаться либо к 3G, либо уже к 4G.

Спутниковый Интернет актуальнее в дальних районах Сибири, в Якутии.

Как вы в целом оцениваете перспективы спутникового телевидения в стране, где уже столь высоко проникновение Интернета?
Если поверить в инициативу вывести в космос спутники с быстрым беспроводным Интернетом, чтобы покрыть всю территорию страны, то перспективы не радужные. Сейчас Интернет действительно понемногу вытесняет спутниковое и эфирное телевидение, но в основном для молодой аудитории. Те, кому сейчас 18-19, уже через 5 лет поставят вопрос ребром: а зачем нам вообще телевидение? Они по Интернету все смотрят. Останутся те, кому сейчас лет 40—50, кому не нужны все эти новые технологии.
Быть может, положение спасет какое-нибудь совмещение спутникового телевидения и Интернета в единый продукт?
Не думаю, что это возможно в современных условиях. Некоторые операторы пытались экспериментировать в этом направлении — не пошло.
В этих условиях какое место для себя вы видите на рынке?

Наши магазины никуда не денутся: людям, которые уже подключились к спутниковому телевидению, нужна поддержка и обслуживание. Однако, честно говоря, я сейчас ухожу немного в другую отрасль. С одной стороны, мы активно торгуем усилителями и репитерами для сигнала мобильного Интернета. Спрос на это оборудование особенно заметен со стороны тех, у кого на даче нестабильный прием. С другой — мне интересно производство фитосветильников для растений, позволяющих повысить урожайность. Думаю, что это перспективная ниша. Я уже тестировал: месяц — и у тебя большой урожай свежей зелени. Незаменимая вещь в зимнее время даже в наших широтах и тем более для Заполярья.

Иными словами, телевидение — это очень здорово. В свое время мы подхватили эту технологию и с удовольствием ей занимались. Но пора думать о чем-то другом.

__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий