Для российского рынка кабельного телевидения год был достаточно тяжелым. Это связано с тем, что возможности, в первую очередь, малого и среднего бизнеса существенным образом меняются, поскольку сужается окно для их осуществления. Благодаря завершению госпрограммы развития эфирного цифрового телевидения, российские зрители могут смотреть бесплатно 20 телеканалов в высоком качестве.
С другой стороны, активно развиваются различные интеграторы и платформы, которые позволяют предоставлять доступ к ТВ-контенту — спорту, кинофильмам и так далее — через Интернет. Это большая проблема для отрасли, с которой связано замедление темпов развития рынка и падение абонентской базы.
Также демпинговая война со стороны ряда крупных операторов привела к тому, что рынок кабельщиков в 2017 году не только не вырос, но, можно сказать, несколько упал.
Поэтому основная задача отрасли в 2018 году заключается в нахождении рецепта решения системной проблемы, которая состоит в том, что центр формирования прибыли перешел от телеком-операторов к разработчикам платформ и интеграторам. Чисто на пропуске интернет-трафика выжить сложно. Поэтому результаты операторов далеки от блестящих.
При этом нужно понимать, что и спутниковые операторы не показывают высоких результатов, как раньше, являясь основными жертвами пиратов. У них нет возможностей зарабатывать на предоставлении услуги доступа в Интернет, а контент, который они предлагают, конкурирует с пиратским.
На форуме CSTB (интервью бралось в преддверии этого мероприятия, — прим. «Теле-Спутника»), где встречаются все заинтересованные стороны, мы постараемся найти средство для дальнейшего развития рынка и решения всех этих проблем.
Примерно так же. Мы достигли определенного потолка роста абонентской базы. Происходит переток абонентов от одних провайдеров к другим.
Из позитивных отличий могу выделить тот факт, что за рубежом нет такого разнообразия национального контента, как в России. Я, конечно, не беру таких лидеров, как США или Великобритания. Можно гордиться тем, что наш контент набирает популярность в других странах, например в Китае. Я знаю, что сейчас идут переговоры о поставке отечественных передач на азиатский рынок.
К CSTB мы соберем все данные по 2017 году, но предварительная картина выглядит так, что абонентская база операторов практически не изменилась. Общий рост составил не более 4%. Происходит ее небольшой рост у крупных провайдеров за счет небольших. Такая же ситуация и с абонентской базой операторов спутникового ТВ. Уровень проникновения услуг платного телевидения составил 75% российских домохозяйств.
Пока проблемы не настолько серьезны, чтобы произошли какие-то громкие уходы компаний с рынка. Все продолжают бороться, но в 2018 году критически важно найти выход из сложившейся ситуации.
Они пострадали больше всего. В отличие от крупных операторов, у которых есть финансовый и организационный ресурс, у малых и средних компаний таких ресурсов нет. В условиях демпинга со стороны крупных игроков небольшим провайдерам крайне сложно организовать и поддержать бизнес. Именно развитием современных сервисов крупными операторами объясняется переток абонентов от малых компаний к федеральным.
Региональные операторы борются за жизнь и ищут решение проблемы. Я думаю, что они его найдут, а задача АКТР — помочь им в этом.
В 2017 году системного решения найдено не было. Все решается на уровне коммерческих переговоров между конкретными операторами и вещателями. Но в целом острота проблемы снизилась. Были найдены компромиссные решения по целому ряду вопросов, в том числе и с такими крупными вещателями, как «Первый канал. Всемирная сеть». АКТР выступала арбитром в ряде подобных переговоров. К нам обращаются операторы, телеканалы и вещатели. Мы готовы и дальше помогать в решении спорных вопросов.
В целом ситуация такова, что доходы распределяются в большей степени в пользу телеканалов. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних нескольких лет. Телеканалы и агрегаторы контента хотят все больше и больше. У них свои экономические процессы. Мы их понимаем, но если центр организации прибыли окончательно сместится в сторону агрегаторов, кабельщики могут не выжить. Тогда у агрегаторов возникнет проблема с доставкой контента. Найти баланс между интересами всех сторон — самая трудная задача. АКТР пока удается находить компромиссные решения для тех компаний, которые к нам обращаются за помощью.
Дальнейшая специализация контента — это естественный тренд развития рынка. По приблизительной оценке, в 2017 году на рынке появилось более 20 таких узконишевых телеканалов.
Задача операторов — предоставить абонентам возможность выбора списка специализированных каналов, которые им интересны. Эта тенденция продолжится — будет появляться все больше и больше специализированного контента. Выход из сложившейся ситуации для операторов в том, чтобы использовать технологии, которые позволят абонентам сформировать персональный пакет.
Телевидение — услуга для домохозяйства, для семьи. У каждого ее члена свои интересы. Именно поэтому развивается тенденция к созданию контента, который может удовлетворить запросы разных людей. Операторы должны создавать сервис персонального телевидения для каждого.
Чтобы эти процессы были экономически эффективны, необходимо разработать понятную схему сбора абонентской платы и правильного распределения.
Этот закон дает правообладателям определенные возможности, но в целом он неэффективен. В России нет системной работы по оперативному противодействию распространению пиратского контента. Отечественное законодательство в этой части тяжеловесно — следуя ему, очень сложно выявлять и судить пиратов. Предусмотренная процедура не только сложна и дорогостояща, но и, как это ни парадоксально, служит рекламой для пиратов. Когда в СМИ и соцсетях идет обсуждение блокировок различных ресурсов, все больше людей узнают о том, что в Интернете можно смотреть контент почти бесплатно. Операторы не заинтересованы, чтобы такие истории выносились на публику, так как не все абоненты делают из них правильные выводы. Люди желают получать то, что им нужно, как можно дешевле.
Поэтому пока мы не удовлетворены состоянием антипиратского законодательства. Будем в 2018 году предлагать дополнительные меры для его совершенствования. В частности, я считаю, что операторам нужно дать возможность самим инициировать судебные процессы в отношении пиратов, а не как сейчас — дожидаться заявления от абонентов. Также нужно ввести упрощенный внесудебный порядок принятия решения о наказании за повторный факт ведения пиратской деятельности. Более детально будем обсуждать на общероссийской отраслевой конференции кабельной и медиаиндустрии, которая традиционно пройдет в мае.
Сейчас обсуждается вопрос о фиксировании и мгновенной блокировке пиратского контента с использованием технологий нейросетей. Это история, которая в ближайшие несколько лет будет иметь серьезное развитие. Пока технологического решения нет и технологии нейросетей массово не распространены. Но идеологически это должно выглядеть так, что нейросеть совместно с использованием технологии блокчейн позволит промаркировать все продукты. Предположительно, контент, у которого эти метки не совпадают с авторскими правами, система сможет блокировать автоматически. Но это вопрос не ближайшего будущего.
К сожалению, в нашей стране нет никаких ноу-хау по сравнению с зарубежными коллегами. Более того, в России специфическое законодательство. В частности, в отличие от некоторых зарубежных стран, мы не можем работать по прецедентному праву, что упрощает жизнь пиратам.
Но пиратство — не только российская проблема, а беда всей мировой индустрии, где происходит переток абонентов от операторов на нелегальные сервисы. Нигде в мире нет универсального решения, которое мы могли бы взять на вооружение, чтобы успешно бороться с пиратами. В том числе и потому, что у нас огромный, по мировым меркам, пакет бесплатных каналов в эфире. 20 каналов — это слишком много.
Проблема уже не один год стоит очень остро. К сожалению, все попытки ее решить до сих пор ни к чему не привели. Никаких подвижек нет, а внесенный на рассмотрение законопроект лежит под сукном. Я не жду кардинального улучшения ситуации в 2018 году. Борьба вокруг этого вопроса идет серьезная, но я не вижу, кто бы мог взять на себя ответственность за его решение. Минкомсвязь выполнила свои функции и самоустранилась, Минстрой — категорически против.
Мы уже давно декларируем равную возможность доступа на объекты жилой недвижимости для всех операторов. Это упирается в одну простую вещь — кто-то из операторов приходит в управляющую компанию и договаривается об условиях в индивидуальном порядке. Все пытаются на этом нажиться. Никто не воспринимает услугу связи в качестве такой же необходимой, как водопровод или электроснабжение. Эту проблему пока не преодолеть.
Это важное мероприятие, объединяющее всю отрасль. На форуме будем поднимать все важнейшие вопросы, о которых я говорил выше, и искать пути решения насущных проблем.
Кстати, в 2018 году юбилей будет отмечать не только выставка CSTB. Помимо этого, кабельному телевидению России исполнится 80 лет. Это очень серьезная дата.
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.