img21 ноября 2018 в 17:10

Петр Станкевич, «БелБизнесЧеннел»: «Наша аудитория, как ни странно, белорусское ТВ практически не смотрит»

О состоянии и перспективах белорусского ТВ-рынка, как отключение «аналога» отразилось на региональных каналах страны и некоторых аспектах государственного регулирования «Телеспутнику» рассказал Петр Станкевич, директор телеканала «БелБизнесЧенел», созданного на платформе российского РБК ТВ.

О состоянии и перспективах белорусского ТВ-рынка, как отключение «аналога» отразилось на региональных каналах страны и некоторых аспектах государственного регулирования «Телеспутнику» рассказал Петр Станкевич, директор телеканала «БелБизнесЧенел», созданного на платформе российского РБК ТВ.
Расскажите, как создавался «БелБизнесЧенел». Это была больше инициатива белорусской стороны или РБК?

Российский телеканал РБК ТВ существует на рынке уже более 15 лет. В Республике Беларусь его распространением в кабельных сетях сначала занималась Белорусская телевизионная ассоциация (Петр Станкевич возглавлял эту ассоциацию с 1998 по 2005 год, — прим. «Теле-Спутника»), потом эту функцию взяла на себя частная структура. В то время, когда на РБК ТВ появлялись острые сюжеты про Республику Беларусь, государственный регулятор принимал решение о закрытии канала и он временно выпадал из информационного поля. Проделывалась определенная работа, чтобы вернуть канал в сети, но такие ситуации в любом случае приводили к потере части аудитории и разрыву контрактов с некоторыми операторами. И приходилось прилагать все больше и больше усилий, чтобы вернуть ранее завоеванные позиции.

В итоге в 2009 году во время очередного противостояния, когда был высок риск закрытия канала в стране, стало понятно, что телеканал РБК ТВ в Беларуси может вещать только в виде местной редакции — чтобы было с кого спросить. И кроме того, освещение местных новостей белорусскими журналистами — более правильно и приближено к реальности. Человек, который живет и работает в Белоруссии, лучше знает, как рассказывать о событиях в стране.

Решение о локализации канала и создании «БелБизнесЧенел», то есть белорусской редакции телеканала РБК, было принято совместно дистрибьютером канала и Министерством информации Республики Беларусь. После этого на нем не стало тех сюжетов, которые вызывали определенное раздражение у государственных органов. Такие материалы зачастую были высосаны из пальца либо подавались не под тем углом. Нужно было учитывать и особое отношение к информационной политике наших госорганов, что продиктовано вопросами безопасности, — это тоже важно.

Кто является аудиторией канала «БелБизнесЧенел»?

Мы делаем телеканал для широкого круга зрителей, которые интересуются бизнес-тематикой. Его смотрят не только бизнесмены, руководители компаний и чиновники, хотя они составляют основное ядро зрителей, но, как ни странно, и простые люди. Как показывают медиаисследования, среди аудитории канала присутствуют все социальные группы.

Чтобы канал был интересен местному зрителю, мы занимаемся освещением белорусской повестки дня. Рассказываем о тех тенденциях, которые происходят в нашей экономике, об изменениях в белорусском бизнесе — в целом о том, что важно для жителей страны.

Кроме того, телеканалу доверяют. Одно дело, когда о Республике Беларусь рассказывают из России, и совершенно другое, когда местный аналитик говорит о росте или падении курса доллара.

Когда вы выступали на конференции «Дни кабельного телевидения и медиаиндустрии Кавказа — 2018» в Тбилиси, то говорили, что за последние три года в Белоруссии не появилось ни одного нового канала. Почему?
Этот вопрос нужно задавать государственным регуляторам.
А вы как считаете?
С моей точки зрения, государство какое-то время занималось определением дальнейшей концепции информационного развития в стране, так как технологии доставки сигнала меняется очень быстро — быстрее, чем человек может осознать. И у нас очень долго обсуждались, готовились и только недавно были приняты поправки к закону о СМИ, которые будут регулировать рынок в ближайшие годы. Предыдущая редакция закона принималась давно, она немного устарела. Сейчас в законе много внимания уделяется Интернету, появилось понятие «социальные сети», появилось описание OTT и IPTV. Во время подготовки этой новой редакции государственные структуры заморозили то состояние телевизионного рынка, которое было на тот момент. Пока новые правила не были написаны, пока не были приняты, этот мораторий держался. Поправки уже приняты, они вступят в силу с декабря 2018 года. Надеюсь, что, в конце концов, после этого начнется нормальная работа, будут появляться новые телеканалы, — жизнь не может остановиться, она все равно развивается.
По вашим оценкам, сейчас или после принятия поправок сколько потребуется денег, чтобы открыть информационный телеканал в Белоруссии?
Я, как человек, который открывал несколько телеканалов, в том числе и государственный, вообще не стал бы запускать в стране информационный телеканал.
Почему?

Потому что функцию информационных каналов прекрасно выполняют государственные вещатели. Еще один такой телеканал будет убыточным. Рынок очень маленький в плане емкости телезрителей — у нас всего 9,5 млн населения. Кроме того, проникновение классических кабельных сетей не позволят сделать такой проект коммерчески успешным.

12.jpg
Cлайд из презентации Петра Станкевича «Обзор ТВ-рынка Беларуси»

Информировать людей — это государственная функция. Государственные телеканалы, получая дотации из бюджета, прекрасно с этим справляются. И как бизнесмен, я бы никогда не стал вкладывал деньги в информационный телеканал.

Вы говорите, что рынок маленький. Но вашему каналу хватает? Он прибыльный?
Из-за ряда обстоятельств больших прибылей у канала не было, так как его запуск произошел не в лучшее время. В 2009 году, когда «БелБизнесЧенел» начал вещание, была проведена первая девальвация белорусского рубля. Потом случилась мощнейшая девальвация национальной валюты в 2011-м. То есть мы не успели «пожировать» на том рекламном рынке, который существовал до всех этих потрясений. Нам пришлось развиваться в условиях падающего рынка, а это очень сложно. За последние пару лет удалось прийти к точке безубыточности, и сейчас канал зарабатывает небольшие деньги.
Вы зарабатываете только на рекламе?
Да, только на рекламе.
Можете подробнее рассказать о рекламном рынке Белоруссии? Он сейчас растет, падает?

Пик рынка рекламы был в 2009 году, в последние годы он по объективным причинам падает — не только в Республике Беларусь, но в России. Это вообще мировая тенденция: телевизионный рекламный рынок сокращается, бюджеты уходят в Интернет. Причина проста: Интернет развивается быстрее, так как в нем меньше ограничений. Молодая и финансово активная часть населения все меньше смотрит линейное телевидение, предпочитая видеоконтент, размещенный в онлайне. Вслед за ней идет и рекламодатель, который понимает, что можно дать рекламу на общенациональном канале и получить какой-то эффект, а можно более точечно разместить объявление в Интернете — в той среде, где обитает его целевая группа. Уже был страшный момент, когда наружная реклама потеряла свои позиции на рынке, потом то же самое произошло с печатной продукцией.

23.jpg
Cлайд из презентации Петра Станкевича «Обзор ТВ-рынка Беларуси»

Правда, в 2017 году рынок телерекламы немного вырос. Ожидается, что положительная динамика будет заметна и по итогам этого года.

В России тоже был спад, сейчас объем телерекламы растет. Но в первом полугодии 2018 года впервые в истории России рекламодатели потратили на Интернет больше, чем на телевидение.
У нас такого еще нет, но мы к этому идем.
На конференции в Тбилиси вы также говорили, что если в Белоруссии включить Smart TV, то из 100 приложений только два будут белорусскими. А почему ваш канал не сделает свое приложение?

Написать саму программу, сделать приложение — это несложно. Но нужно еще попасть на платформу производителя смарт-телевизора, а чтобы приложение появилось в первой сотне, нужны очень большие деньги. Мы физически не можем себе этого позволить. Когда условия изменятся и зайти в Smart TV будет не так дорого, наше приложение там сразу появится.

В то же время наш телеканал неплохо представлен в социальных сетях — есть аккаунты на YouTube и Facebook, растут просмотры сюжетов про Беларусь, белорусских бизнесменов, белорусскую экономику. Будем и дальше развивать это направление, постепенно переходить в Интернет. Там есть свои рекламные законы — нам нужно собирать минимум 40 тыс. просмотров в месяц, чтобы получать хоть какие-то деньги. Сейчас мы к этой цифре приближаемся.

Также надеюсь, что с 2019 года появится наше мобильное приложение. Владелец любого смартфона или планшета сможет смотреть контент «БелБизнесЧенел» в формате видео по запросу. Люди уже не ждут семи часов вечера, чтобы посмотреть новости. Сейчас они хотят в любой момент иметь доступ к программам из сетки вещания — в 11 вечера посмотреть семичасовой выпуск или сегодня посмотреть то, что было вчера. Старшее поколение тоже, кстати, осваивает гаджеты — мы видим, что они оставляют комментарии к нашим видео. Это приятная тенденция.

Вернемся к традиционному телевидению. Не так давно в Белоруссии появились эфирные цифровые мультиплексы.
Три года назад. Если быть точным, то в июне 2015 года.
Вы почувствовали какую-либо конкуренцию со стороны бесплатных эфирных телеканалов?

У них априори более благоприятные условия: за их трансляцию платит государство, на это идут бюджетные средства. Но конкуренции с ними мы не боимся, потому что у нас разные зрители. Мы очень узконишевый телеканал, наша аудитория, как ни странно, белорусское ТВ практически не смотрит.

Честно скажу, что мы чувствуем большую конкуренций со стороны региональных каналов. У них есть своя преданная аудитория, потому что зрители любят местный контент. Мы же пытаемся сформировать федеральную повестку, но такую, которой нет на государственных каналах.

При этом вы вещаете в четвертом мультиплексе вместе с региональными телеканалами.
Для нас это была возможность заскочить в последний вагон и сделать так, чтобы канал присутствовал во всех сферах: открытом вещании, кабельных сетях, IPTV, OTT-приложениях. Мы стучимся к зрителю всеми возможными способами. Другого выхода нет. Если тебя не будут видеть, тебя не будут знать, не будет аудитории; если не будет аудитории, то не будет рекламодателя.
Скажите, какие есть проблемы во взаимоотношениях тематических телеканалов с операторами платного ТВ?

В Белоруссии достаточно неожиданно отключили аналоговое эфирное вещание. Точнее, сделали все по плану: назначили день «Ч» и в этот день отключили. Хотя все думали, что это будет долго оттягиваться, как в России. В общем, никто к этому не был готов, особенно небольшие региональные каналы. В этой ситуации им нужно было входить в кабельные сети. При этом кабельщик не может взять их бесплатно, потому что есть риск, что возникнет подозрение в коррупции и соответствующие органы начнут проверку канала и оператора. Соответственно, сторонам приходится договариваться: либо проводить договор по взаимозачету, чтобы выполнить все государственные требования, либо платить маленькие, чисто декларативные деньги. Но небольшим каналам сложно найти даже эти средства, потому что у них нет доступа к большому рекламному пирогу.

Однако даже если они попали на платформу оператора, это не значит, что они там задержатся надолго. Дело в том, что когда в сеть хочет зайти иностранный канал — российский или западный — кабельщику нужно высвободить частоты. И в первую очередь он будет убирать то, что ему ничего не стоит, — небольшие белорусские каналы. Зачем выключать какой-то платный канал, который у тебя является драйвером абонентской платы? Лучше выключить то, что ничего не стоит, — родные белорусские каналы. И поставить иностранный, который к тому же зачастую при заходе оказывает оператору техническую помощь — покупает определенные модули для головной станции или комплекты приемного оборудования.

Была также попытка со стороны кабельщиков ввести сбор денег за частоту. Хочешь быть в этом пакете? Будь добр столько-то денег заплатить.

При этом государство защищает только государственные каналы. А нам говорит: сами договаривайтесь, сами решайте вопросы, вы же хозяйствующие субъекты, ваши споры — это ваши споры.

Можете поделиться прогнозом дальнейшего развития медиарынка Белоруссии?
Будет развиваться, никуда он не денется. Линейное телевидение еще просуществует 10—15 лет, но будет постепенно меняться. Телеканалы, государственные и частные, уже сейчас поворачиваются к новым форматам, понимая, что в эфирном ТВ будущего нет. Вещатели должны улавливать эти новые тенденции и подстраиваться под них. Кто не сможет этого сделать, тот закроется, но его место пустовать не будет. Мир развивается, вслед за ним меняется и телевидение.
Напоследок расскажите о планах по развитию «БелБизнесЧенел». Какие новые программы будете запускать? Будете ли увеличивать долю собственного производства?
Да, действительно, мы планируем увеличить собственное производство. На это есть две причины. Первая — наш контент действительно интересен жителям страны. Вторая — поправки к закону о СМИ, согласно которым к концу 2018 года на канале 20% контента должно быть собственного производства, а к концу 2019-го — 30%. Сейчас мы готовим для наших зрителей новые циклы программ, некоторые из которых появятся уже в этом году. Но основная их часть выйдет в эфир в сентябре 2019 года — покажем много нового, чего еще никогда на нашем канале не выходило.
__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий