Началом бума UHD TV в Европе можно считать 1 сентября. Именно в этот день со спутника Astra 1M стартовало вещание телеканала о моде Fashion 4K. Так называется европейская UHD-версия Fashion One. Этот канал в SD- и HD-форматах представляет в России Universal Distribution. Дистрибьютером Ultra-HD-формата заявлено SES Platform Services, подразделение спутникового оператора SES S.A. В телекомпании начали усовершенствование формата вещания еще в 2014 году. В эфире Fashion 4K транслируются развлекательные программы и контент о моде, например новый сезон сериала об активном образе жизни Model Yoga, кулинарный приключенческий сериал Fashion on a Plate и документальный сериал об эко-моде Eco Fashion. Также программный контент включает специальные выпуски The Ultimate Style Guide и Fashion Around the Globe. На следующий день, 2 сентября, со спутника Eutelsat Hot Bird 13B начал вещание телеканал FunBox 4K. Его производит телекомпания SPI International B.V., которая закупила для своего нового проекта более 200 часов контента в формате Ultra HD: документальное и художественное кино, музыку, спортивные трансляции. Но можно ли считать телеканал полноценным, если его официальный запуск планируется только на март 2016 года? Тем не менее он уже транслируется в кабельных сетях Германии, Польши и Португалии, возможно, и других стран. Анонсированы переговоры с операторами США, Великобритании, Франции и России. Через двое суток, 4 сентября, компания SES Platform Services запустила первый в Европе телемагазин в разрешении сверхвысокой четкости — Pearl.tv UHD. Старт его вещанию был дан на выставке пользовательской электроники IFA в Берлине. SES обеспечивает сжатие данных в формате HEVC, а также передачу открытого сигнала на спутник. Кроме того, оператор взял на себя дистрибуцию канала и управление сетью доставки контента (CDN). Месяц спустя, 5 октября, голландская телекомпания TV Entertainment Reality Network (TERN) и спутниковый оператор SES запустили открытое европейское вещание UHD-канала Insight со спутника Astra 1M. Мариам Замарай (Mariam Zamaray), генеральный директор TERN, заявила, что «целью компании является изменение подхода к качеству телесмотрения». А Фердинанд Кайзер (Ferdinand Kayser), коммерческий директор SES, отметил, что «Ultra HD революционизирует телесмотрение». В эфире канала Insight представлены инновационная документалистика, реалити-шоу, экстремальные путешествия и спорт, интерактивные проекты. Программы адресованы аудитории в возрасте от 18 до 45 лет. Порядка 60 % телезрителей составляют мужчины. Часть интерактивного контента планируется оптимизировать для раздачи в социальных сетях. В TERN намерены развивать телеканал в рамках рекламной бизнес-модели. С 15 ноября телекомпания «Первый ТВЧ» получила эксклюзивное право на дистрибуцию канала Insight на территории России и других стран СНГ. Она же осуществляет перевод и дублирование программ на русский язык. Первым трансляцию голландского Ultra-HD-канала начал российский оператор «Триколор ТВ». С этой спутниковой платформы сигнал доступен как его абонентам, так и операторам телесетей для целей ретрансляции. «Проект по запуску телеканала в формате 4К очень важен как для нашей телекомпании, так и для российской телевизионной индустрии в целом, — прокомментировал событие генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Николай Орлов. — Одна из основных задач телевизионного бизнеса — идти в ногу со временем, быть на острие мирового прогресса в своей отрасли. И наша инициатива максимально отвечает требованиям современных пользователей». Надо отметить, что российские операторы спутникового телевидения не отстают от зарубежных коллег. Еще в июне 2013 года в московском клубе ICON на закрытом показе состоялась первая в России трансляция в формате Ultra HD. «Триколор ТВ» в сотрудничестве с партнерами продемонстрировал 16-минутный фильм «Активный отдых в предгорьях Кавказа». Он был снят телеканалом Russian Travel Guide TV специально для этого показа. В октябре 2014 года «Триколор ТВ» запустил вещание пилотного телеканала в формате 4K. Другой российский спутниковый оператор — «НТВ-Плюс» — сообщил, что достиг договоренности с Российской футбольной премьер-лигой о показе чемпионата России по футболу, в т.ч. прямых трансляций топовых матчей в стандарте UHD. Ранее он совместно с партнерами уже транслировал в тестовом режиме в формате Ultra HD церемонии открытия и закрытия Олимпиады-2014 в Сочи. В апреле 2015 года на международной выставке MIPCOM в Каннах было заявлено, что медиахолдинг продолжает тесты технологии 4К и ведет переговоры с поставщиками UHD-контента. Конечно, рынок Ultra HD только начинает развиваться. Его участникам предстоит найти ответы на многие вопросы. Например, распространение парка телевизоров и приемного оборудования у потенциальной аудитории, производство контента в достаточном объеме, поиск дополнительных способов его монетизации, выбор бизнес-моделей развития и т.д. И тем не менее 4К — это уже настоящее. Ведь на горизонте маячит новый формат 8К (Super Hi Vision), в котором японская телекомпания NHK планирует транслировать Олимпийские игры в Токио в 2020 году.
За последние два месяца 2015 года уже не только специалисты отрасли платного ТВ, но и простые телезрители смогли из телевизионной рекламы узнать о том, что предложение оператора «Триколор ТВ» пополнилось каналом Insight, транслируемым в новом формате сверхвысокой четкости, называемом также стандартом UHD или 4К. За подробностями вещания и перспективами развития мы обратились к советнику по вещанию этого канала Райану Бестеру (Rian Bester). Прежде всего хотелось бы узнать, какой объем вещания на канале обеспечен вашими собственными силами.
С новой для российского телезрителя четкостью
За последние два месяца 2015 года уже не только специалисты отрасли платного ТВ, но и простые телезрители смогли из телевизионной рекламы узнать о том, что предложение оператора «Триколор ТВ» пополнилось каналом Insight, транслируемым в новом формате сверхвысокой четкости, называемом также стандартом UHD или 4К. За подробностями вещания и перспективами развития мы обратились к советнику по вещанию этого канала Райану Бестеру (Rian Bester). Прежде всего хотелось бы узнать, какой объем вещания на канале обеспечен вашими собственными силами.
Райан Бестер: Мы производим около 200 часов оригинального контента в год в стандарте UHD. А кто поставляет контент для остального времени вещания?
Р. Бестер: Это лучшие телекомпании мира с креативными идеями и надежным уровнем технического исполнения. Мы работаем с такими компаниями, как Strix, KIEM, Middlechild, Zodiak, Off the Fence, и другими. Сегодня ваш канал бесплатен для абонентов «Триколор ТВ». Его вещание задумано как коммерческий проект или только призвано стимулировать развитие рынка UHD-оборудования и сервисов? Если первое, то не могли бы вы раскрыть какие-либо детали?
Р. Бестер: Присутствие канала Insight в пакете «Триколор ТВ» регламентировано определенным контрактом, положения которого мы по договоренности раскрывать не можем. Должны ли рекламные объявления на канале сверхвысокой четкости также сниматься в таком разрешении? Р. Бестер: Тут все происходит аналогично с HD-вещанием. На каналах HD-формата рекламные ролики также имеют формат HD. И на нашем канале стандарта UHD реклама должна вещаться в таком же качестве. Тем не менее мы бы хотели ограничить ее до возможного минимума и сфокусироваться на спонсорстве и других формах рекламы, которые могли бы быть реализованы через выпадающее меню, не прерывая восприятие контента. Рассчитываете ли вы на появление значительного пакета нишевых UHD-каналов в ближайшем будущем?
Р. Бестер: Стандарт UHD пришел на рынок всерьез и надолго. Мы предвидим быстрый рост этого формата в последующие годы. Однако вследствие сложности и высокой стоимости производства такого контента и увеличенной потребности в спутниковом ресурсе операторы, скорее всего, запустят ограниченное число UHD-каналов. Есть ли на канале интерактивные проекты и планируете ли вы их дальнейшее внедрение?
Р. Бестер: Да, такие программы на канале есть, и еще некоторые готовятся к запуску. Более подробно мы сможем рассказать об этом в начале 2016 года. Каковы технические параметры вещания вашего канала?
Р. Бестер: UHD resolution 3840x2160, 50p (50 fps), 10bit. Есть ли у вас планы по внедрению расширенного динамического диапазона яркости и наметили ли вы для себя какую-либо из существующих технологий?
Р. Бестер: Мы, несомненно, придем к использованию этого в будущем, мы уже начали исследования и провели некоторые эксперименты. Это непростая задача, так как при введении улучшенных технических параметров нужно обеспечить совместимость нового формата представления видео с уже существующим контентом. Это создает определенные сложности, связанные с технической поддержкой от производителя оборудования, требованиям к камерам и оборудованию постпродакшн. Мы еще не приняли окончательного решения, так что нет смысла углубляться в детали. Мы рассчитываем прежде всего на то, чтобы перевести процесс съемки на искомую технологию, что позволит нам в будущем произвести ремастеринг с учетом HDR. Могли бы вы оценить нынешние перспективы внедрения расширенной цветовой гаммы Wide Color Gamut (Rec 2020)?
Р. Бестер: Новые телевизоры постоянно совершенствуют цветопередачу, но еще не достигли параметров, регламентированных Rec 2020. Самые «продвинутые» телеприемники пока поддерживают стандарт DCI-P3. Не стоит забывать о том, что для внедрения расширенной цветовой гаммы ее должны поддерживать все элементы тракта — от камеры до постпродакшн. Сегодня невозможно предсказать, сколько времени займет внедрение, но я уверен в том, что на практическое воплощение стандартов Rec 2020 уйдут годы. Беседовал Евгений Кару