Изменились ли география закупок и доли закупаемого контента у производителей из США, Европы и Азии? В этом вопросе эксперты оказались единодушны, отметив, что существенных изменений нет. Олеся Коновалова считает, что, как и прежде, в сегменте платного телевидения в России преобладают закупки зарубежного контента, львиная доля которого приходится на производителей в США. Заметно отстают объемы приобретаемой видеопродукции в Европе, и совсем уж небольшая доля приходится на страны Азии. При этом Сергей Зоненлихт отметил: «На российском рынке в последнее время появилось немало хороших фильмов и телесериалов отечественного производства, в том числе и в HD-качестве. Но доли закупок из США, стран Европы и Азии не изменились». По мнению Дениса Дашичева, география закупок с середины прошлого года начала незначительно меняться, но заметные сдвиги произошли в последние 2-3 месяца. Изменения непосредственно связаны с общей экономической ситуацией в стране и падением курса рубля. «Тем не менее, — говорит Дашичев, — доля зарубежных программ все равно остается достаточно высокой в силу того, что объем телепроизводства в России значительно ниже, чем в странах Запада, и без зарубежного контента российским вещателям просто не обойтись. Кроме того, тематика некоторых каналов нашего холдинга предполагает, что эфир по большей части или даже практически полностью, как на канале «Индия ТВ», состоит из зарубежных фильмов или программ». Возможно ли, что меньшая доля в общем объеме закупок российскими вещателями европейского контента по сравнению с американским не соответствует производственному потенциалу киностудий стран Европы? Причина в недостатке спроса или предложения? «Прежде всего, предложение из Европы ограничено, и этот продукт имеет менее массовую аудиторию, — сказала Олеся Коновалова. — Сейчас мы работаем и с французскими поставщиками, но предлагаемые каталоги невелики по объему. Больше стали продавать и производить ВВС, но блокбастеры США по сборам еще никто не превзошел». Сергей Зоненлихт не считает, что европейского кино мало. Просто современный телевизионный рынок, по его мнению, быстро стирает границы, и популярные сюжеты нередко обрастают адаптированными братьями-двойниками. Достаточно вспомнить датско-шведский сериал «Мост», который стал американо-мексиканским в версии Fox и франко-английским в версии Sky Atlantic и Canal+. Денис Дашичев полагает, что спрос по-прежнему есть, но за евро покупать стало слишком дорого и нерентабельно. «Поэтому, ввиду неблагоприятных экономических условий, приходится искать другие возможности, другую продукцию, — говорит он. — Либо покупать не напрямую, а через отечественных дистрибьютеров за рубли и по приемлемым для нас ценам. Впрочем, некоторые западные компании идут нам навстречу и соглашаются уступить в цене». Целесообразна ли сейчас организация региональных телерынков, например в Москве и Петербурге? Можно ли общаться с продавцами контента удаленно, закупать весь контент напрямую или у местных дистрибьютеров? Собеседники единодушно высказались за необходимость локальных рынков контента. Олеся Коновалова: «Закупаем везде. Каждая выставка представляет своих уникальных поставщиков. При этом контент мейджоров можно купить только у мейджоров или у их официального представителя на территории». Сергей Зоненлихт: «Как правило, на выставках и профессиональных мероприятиях проходят только личные встречи с представителями правообладателей. Современные средства коммуникации позволяют вести переговоры и делать закупки круглый год в моментальном режиме. Мы даже не столько сами покупаем в последнее время, сколько к нам обращаются и предлагают купить. У «Триколор ТВ» более 15 млн абонентов, компания — заметный покупатель телевизионных прав на российском рынке. Поэтому он интересен и локальным игрокам, и студиям-мейджорам. Мой телефон всегда включен, почту я тоже проверяю регулярно. Остальное — предмет торга». Денис Дашичев: «Мы по-прежнему стараемся использовать в нашем арсенале все имеющиеся возможности для закупок, сочетая и участие в зарубежных выставках, и работу на локальных телевизионных рынках, и заключение прямых сделок, используя уже наработанные связи». Что представляет собой работа специалиста по закупкам контента после заключения контрактов в Каннах? Сопровождает ли он договоры, измеряет ли рейтинги демонстрируемых программ? Олеся Коновалова: «Оценка окупаемости контента, контроль публикаций, подготовка продвижения. Выход на новых правообладателей и расширение географии. Оформление документов. В течение года не бывает момента, когда мы можем сказать, что все закуплено и больше нечего купить. На сопровождении у отдела закупок более 400 контрактов, и всегда появляются новинки за рамками контрактов, которые нужно оперативно закупать». Сергей Зоненлихт: «В современном мире работа закупщика не ограничивается коротким периодом переговоров, предложения поступают постоянно. Что же до рейтингов, к примеру, летом прошлого года «Триколор ТВ» совместно с «Агентством 2» анонсировал собственную панель телеизмерения. Всегда важно знать и понимать, как оценивают телевизионный контент абоненты». Денис Дашичев подчеркнул, что компания «Ред Медиа» старается проводить закупки равномерно на протяжении всего года, так как это позволяет более рационально распределять силы и средства. «Но, возможно, этот год станет исключением, — добавил он. — В условиях продолжающегося падения рубля возникает желание заранее закупить какую-то часть контента по сегодняшним ценам, пока он не стал для нас еще дороже». В отношении измерения рейтингов приобретенных программ и фильмов, отметил Дашичев, компания старается их отслеживать, тем более что зачастую об этом просят зарубежные контрагенты, у которых приобретен контент. Насколько конкурентоспособен отечественный контент? Насколько он сопоставим с зарубежным? По мнению Олеси Коноваловой, в некоторых жанрах российским студиям удается достичь сравнимого уровня качества, но по количеству они не могут конкурировать с зарубежными производителями. При этом российское кино пользуется большим спросом за рубежом. Сергей Зоненлихт уверен в том, что у кино и сериалов российского и украинского производства, безусловно, есть свой постоянный зритель. Но здесь речь идет не о конкуренции, а о разных сегментах аудитории. Есть, например, молодежные фильмы и сериалы, которые старшее поколение вряд ли будет смотреть. По мнению Дениса Дашичева, у нас есть вполне конкурентоспособная продукция. «Ее не так много, как хотелось бы, но она есть, — сказал он. — Взять хотя бы целый ряд хороших сериалов с прекрасными актерами, занимающих верхние строчки в рейтингах. Наши художественные фильмы достаточно регулярно получают признание и даже награды на международных кинофестивалях. Что касается импортных программ и фильмов, качество у них ведь тоже совершенно разное, и далеко не все нам подходит, исходя именно из этих критериев. Но в целом, если брать общий объем производства и, соответственно, предложения западного контента, то он гораздо больше, чем у нас в стране. И пока мы не можем наполнить эфир наших каналов преимущественно отечественными программами». В заключение можно сказать, что российские эксперты в области закупок видеоконтента положительно оценивают перспективы дальнейшего развития платного ТВ и локальных телерынков. В то же время Сергей Зоненлихт считает, что российский рынок телевизионных прав был основательно «перегрет». Произошло это с ростом количества телеканалов в стране как потенциальных покупателей контента. Естественно, этим воспользовались компании-продавцы. «Надеюсь, реалии нашего времени немного притормозят растущие аппетиты правообладателей», — сказал он.
01 марта 2015 в 23:25
Тенденции на рынке контента
Закупка вещателями видеоконтента осуществляется самыми замысловатыми путями. Но основными остаются специализированные площадки. Причем как на местных выставках, так и на зарубежных, наиболее известная из которых Mipcom в Каннах. Где и как удобнее приобретать контент и каковы современные тенденции на этом рынке, рассказали эксперты по закупкам Олеся Коновалова, заместитель директора по управлению контентом «Ростелекома» (до передачи телеканалов «НКС Медиа» «Цифровому Телевидению» ВГТРК), Сергей Зоненлихт, на момент комментария представлявший оператора «Триколор ТВ», и Денис Дашичев, ведущий менеджер отдела по закупке прав «Ред Медиа».
Закупка вещателями видеоконтента осуществляется самыми замысловатыми путями. Но основными остаются специализированные площадки. Причем как на местных выставках, так и на зарубежных, наиболее известная из которых Mipcom в Каннах. Где и как удобнее приобретать контент и каковы современные тенденции на этом рынке, рассказали эксперты по закупкам Олеся Коновалова, заместитель директора по управлению контентом «Ростелекома» (до передачи телеканалов «НКС Медиа» «Цифровому Телевидению» ВГТРК), Сергей Зоненлихт, на момент комментария представлявший оператора «Триколор ТВ», и Денис Дашичев, ведущий менеджер отдела по закупке прав «Ред Медиа».
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий