Сегодня онлайн- и офлайн-кинотеатры фактически существуют в разном правовом поле. Некоторые юристы полагают, что для этого есть вполне очевидная причина — просмотр контента пользователем дома через Интернет нельзя приравнивать к публичному. Да и бизнес их серьезно различается. Классические кинотеатры акцентируют внимание на премьерных показах или мировой классике, которая не теряет популярности с годами. Им важно привлечь максимальное количество зрителей единовременно, в то время как онлайн-кинотеатрам важно иметь хороший ассортимент и базу постоянных клиентов, которая постепенно смотрит контент из подборки. Они тоже гонятся за премьерами, но те появляются на сервисах несколько позже. Отличается в Интернете и модель монетизации. Вместо продажи разовых просмотров, характерных для классических кинотеатров, интернет-сервисы делают акцент на подписке (лишь у единиц доступен просмотр с разовой оплатой без подписки) или демонстрируют контент по рекламной модели.
Несмотря на принципиально разные бизнес-модели, представители как онлайн-, так и традиционных кинотеатров, а также специалисты, причастные к отрасли, периодически высказываются за их уравнение в правах. Ведь делят они одного и того же потребителя. Вот как сейчас это выглядит на практике.
Единая информационная система
Классические кинотеатры передают в единую информационную систему данные о проданных билетах на показы. Изначально эта инициатива была разработана для борьбы с пиратством, в частности так называемыми камрипами — незаконной съемкой на видеокамеру фильма с экрана в кинотеатре. Минкульт неоднократно высказывал идеи, что отчитываться о каждом показе (факте показа, его дате, времени и стоимости) должны и онлайн-кинотеатры. Правда, операторов единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в данном случае интересуют только фильмы, сериальный контент (даже тот, что идет в кинотеатрах) почему-то оказался на особом положении.
Инициативу поддерживают продюсеры, которые хотят большей прозрачности при онлайн-демонстрации. Ранее они пытались получить полные данные о просмотрах напрямую, но без законодательного регулирования кинотеатры не пошли им навстречу.
Сами онлайн-кинотеатры в лице ассоциации «Интернет-видео» (включает ivi, Okko, Megogo, TVZavr, Amediateka, ViP Play) протестуют против этой идеи, поскольку отчетность действительно раскрывает детали их бизнеса, причем за их же счет. Да и в существующем варианте поправки не доработаны. Сервисы сейчас аналогичным образом отчитываются перед правообладателями и предлагают обязать их делиться сведениями с государством.
Прокатные удостоверения
Для демонстрации фильмов в классических кинотеатрах на каждое произведение необходимо получать прокатное удостоверение, исключение составляют только избранные кинофестивали. Технически аналогичные правила действуют и для онлайн-кинотеатров. Такой вывод можно сделать из анализа действующего законодательства. Ситуацию подробно описал в своем выступлении на CSTB Роман Лукьянов, основатель и партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner. Как он отметил, в редакции от 2016 года постановления правительства РФ, описывающего порядок получения прокатных удостоверений, в перечне ситуаций появилась формулировка «и иными техническими способами». Она поставила онлайн-кинотеатры в неясное положение, правда, только в отношении полнометражных картин.
В реальности онлайн-кинотеатры прокатные удостоверения не получают, а проверяющие органы их не спрашивают. Все ждут какого-то уточнения ситуации. Весной 2019 года Министерство культуры попыталось склонить чашу весов в сторону ужесточения контроля, однако пока результатов нет.
«Получение прокатных удостоверений на десятки тысяч единиц контента существенно замедлит все процессы, так как чисто технически объем лицензируемого контента значительно превышает человеческие ресурсы как дистрибьюторов контента, так и Минкульта, который предлагает эту инициативу», — комментирует заместитель генерального директора по правовым вопросам в онлайн-кинотеатре ivi Михаил Платов.
Надо отметить, что систему выдачи прокатных удостоверений критикуют и безотносительно онлайн-трансляций. Возможно, эта система в будущем будет реформирована по инициативе классических кинотеатров.
В конце июня 2019 года стало известно, что Роскомнадзор планирует разработать систему слежения за контентом видеосервисов. Основной задачей системы будет слежение за нераспространением запрещенных материалов (призывов к терроризму, экстремистских материалов и т. п.). Фактически тем самым система должна взять на себя функции оценки контента, которые лежат в основе механизма прокатных удостоверений. Однако об отмене последних пока никто не говорит.
Все описанные выше законодательные идеи и разногласия, естественно, относятся только к российским интернет-сервисам и ставят их в невыгодное положение по сравнению с зарубежными коллегами — Apple TV, Netflix и другими. Это один из основных аргументов российских сервисов против «уравнивающих» нововведений.
Налоговые льготы
Однако по некоторым вопросам онлайн-кинотеатры и сами не против приравняться к «классическим». Так, например, по аналогии с обычными кинозалами сервисы выступают за отмену НДС.
«Мы считаем, что налоговая льгота может послужить значительным толчком для развития индустрии. Прежде всего, такого рода инициатива может поспособствовать борьбе с пиратством, силы на которую направила вся индустрия. Пользователи уже готовы переходить на легальные видеосервисы, но цены на контент все еще остаются барьером для многих пользователей. Отмена НДС может послужить катализатором пересмотра ценообразования, которое также влияет на пользовательский выбор между пиратским контентом и легальным видеосервисом», — считает Михаил Платов.
Так или иначе, онлайн-сервисы для демонстрации контента пока являются самостоятельной рыночной единицей. Попытки с точки зрения регулирования присоединить эту часть рынка к кинопрокатной индустрии на первый взгляд выглядят логично, однако в этом случае бизнес самих онлайн-кинотеатров разделяется на две части — фильмовую и сериальную. Учитывая постепенное развитие в мире именно сериальной модели (появление высокобюджетных сериалов с огромной аудиторией), сложно предсказать, как это повлияет на рынок.
Основатель и генеральный директор компании «Платформы и Решения» Егор Яковлев считает, что недостаточное регулирование не является ограничением для развития российских онлайн-кинотеатров. Основная проблема — размер рынка, который по платежеспособности, количеству зрителей не сравним с крупными зарубежными рынками — китайским, индийским и т. п. «В отличие от технологических компаний, у которых границы довольно условны, для онлайн-кинотеатров всегда актуальны ограничения со стороны прав на контент. Поэтому их главная задача — придумать, как расширить собственный рынок. Этим с успехом сейчас занимается Netflix, покупая права на контент на весь мир. Уже порядка 55% его подписчиков находятся за пределами США. Российские кинотеатры тоже могли бы найти свою нишу, преодолевая эти воображаемые границы. Например, показывать качественный российский контент за рубежом русскоговорящей аудитории. Также упростить ситуацию могло бы изменение политической ситуации, открывающее границы для капитала. Внешний капитал позволил бы сервисам расти и внутри нашего рынка, потому что на данный момент ресурсов на это здесь недостаточно», — резюмировал Егор Яковлев.
_________________________