Госпрограммы: только субподряд
Государственные программы (например, реализуемая сейчас программа по подключению муниципальных, медицинских и учебных учреждений в удаленных населенных пунктах) вряд ли сулят перспективы роста для операторов. Дело в том, что государственные заказы в области развития коммуникационной инфраструктуры получает один заказчик — «Ростелеком». Соответственно, все проекты, которые реализуются в этой области с применением VSAT-технологии, получает спутниковая «дочка» «Ростелекома» компания «РТКомм». Достаточно вспомнить реализацию проектов по подключению школ к интернету, создание коллективных пунктов интернет-доступа в рамках универсальной услуги и организацию интернет-трансляции выборов.
Может ли оператор рассчитывать на государство как на заказчика? Как отмечают игроки рынка, государству удобно иметь дело с одним подрядчиком, который выполняет все поставленные задачи, не создавая лишних проблем. Если же тендер в разных областях выигрывают разные операторы, то хлопот с ними, конечно же, больше.
Но во время реализации программ, когда важны сроки (или как сейчас, когда «РТКОмм» после аварии спутника «Экспресс-АМ6» понадобилось быстро перенастроить полторы тысячи станций VSAT), операторы, имеющие свои монтажные бригады, могут рассчитывать на субподряды, которые им раздаст главный подрядчик. Обслуживание и ремонтно-восстановительные работы — это тоже неплохой кусок хлеба для таких специалистов. Но это уже совсем не операторская деятельность, и для нее не нужно иметь лицензии на предоставление услуг спутниковой связи.
VSAT тоже нужен контент
В статье «Подвижная спутниковая связь: ждать ли взлета в России» мы рассуждаем о рынке спутниковой связи для подвижных объектов. Когда экономика вообще и авиаперевозки в частности переживут последствия пандемии коронавируса, то рано или поздно пассажирам понадобится ШПД в самолетах. Есть ли здесь возможность для провайдеров заработать?
Во-первых, нужно решить массу непростых технических задач: найти VSAT-платформу, которая устойчиво работает в движении, определить спутниковую емкость, чтобы зона покрытия охватывала трассы полета. Если посмотреть на карту страны, то становится понятно, что Ка-диапазон для этого не подойдет, потому что он не захватывает северные области. То есть необходимо создать серьезную инфраструктуру (которая своими возможностями заинтересует авиакомпании), затратив на это большие средства.
Но здесь, если посмотреть на развитие классического наземного ШПД, становится очевидно, что провайдеру нужно становиться контент-агрегатором. И это, кстати, подтверждает пример компании Golden Eagle, которая не просто является провайдером услуги ШПД на борту самолетов, но и обеспечивает пассажиров развлекательным контентом. То есть она повторила путь, который прошли крупные операторы фиксированной связи, переставшие быть просто «трубой» и превратившиеся в контент-агрегаторов. У мобильных операторов вся монетизация завязана на дополнительные услуги, и одной услугой ШПД расходы не отбить — хотя бы по той причине, что трафик в сети растет экспоненциально, что наблюдалось еще до всплеска потребления, связанного с пандемией коронавируса, а доходы — в лучшем случае линейно. Провайдеры спутникового ШПД, может, и рады сотрудничеству с агрегаторами контента, но пока интереса с их стороны не наблюдается.
Здесь примером может послужить совместный проект Hughes и Facebook, стартовавший в Африке. Компания Facebook вообще считает африканский рынок привлекательным и начала активно развивать в регионе коммуникационную инфраструктуру. Недавно она инициировала проект по прокладке на континент магистрального оптоволоконного кабеля. Для удаленных населенных пунктов используется технология VSAT, и на ее основе Facebook планирует с партнерами создание пунктов коллективного доступа (ПКД) в деревенских общинах. В ПКД все сервисы Facebook будут стоить незначительных денег либо вообще будут бесплатны. А все, что к ним не относится, — за отдельные деньги.
Операторский аутсорсинг
Технический директор ГК AltegroSky Сергей Степаненко считает перспективным направлением для развития операторского бизнеса в новой рыночной реальности инфраструктурный аутсорсинг. К примеру, когда глобальный оператор выходит на рынок определенного региона, ему нужна инфраструктура для развития. При этом ждать он не готов, как и строить свою сеть, что называется, с нуля. В этом случае свою инфраструктуру ему может предоставить региональный оператор. Путем партнерства оба оператора смогут расширить свою зону покрытия.
Интернет вещей и цифровая экономика
Интернет вещей рассматривается как перспективное направление для спутниковой отрасли, а спутниковая связь должна стать неотъемлемой частью общей инфраструктуры. Здесь есть возможность как использовать готовые спутниковые решения, так и предоставлять спутниковый канал как транспорт. Спутниковый интернет вещей вписан в программу «Цифровая экономика». Правда, в ней технологию связывают в основном с системой на высокоэллиптической орбите «Экспресс-РВ» и специальной спутниковой системой интернета вещей «Марафон-IoT». В рамках программы планируется провести адаптацию технологии LPWAN для космического применения, создать абонентские устройства LPWAN для работы в спутниковой сети и специальные полезные нагрузки для космических аппаратов. Также заявлена необходимость разработки типовых технических решений для станций сопряжения. В результате должна получиться глобальная спутниковая сеть интернета вещей, неотъемлемым элементом которой будет кооперация компаний из разных индустрий.
Пока же самый распространенный вариант кооперации — передача данных, собираемых в автоматическом режиме датчиками интернета вещей, по спутниковому каналу в диспетчерский центр для мониторинга и контроля.
Бэкхол базовых станций
Подключение базовых станций в удаленных регионах по спутниковым каналам — устоявшийся бизнес в Юго-Восточной Азии и Южной Америке. В этих регионах до сих пор распространено подключение по технологии 2G, поскольку востребована именно голосовая связь.
Поскольку в России у сотовых операторов нет законодательно прописанного обязательства обеспечивать широкополосным доступом удаленные населенные пункты (необходимость которого выявилась при переводе школьников на дистанционное обучение во время режима самоизоляции), то и услуга спутникового бэкхола востребована меньше.
Надежды возлагаются на сети 5G, но не как на конкретную технологию (поскольку развиваться она будет прежде всего в крупных городах), а как на новую идеологию, в рамках которой резко вырастет потребление цифровых услуг. Спутниковый бэкхол тоже вписан в «Цифровую экономику». В рамках программы планируется адаптировать технологию LTE для спутниковых каналов связи, а также программное обеспечение для работы в условиях спутниковой задержки сигнала.
Перспективность описанных новых направлений зависит от общего развития инфокоммуникационной отрасли. Но в любом случае существование спутниковой связи возможно только как неотъемлемой части единой экосистемы, и все инновационные проекты имеют смысл именно с этой точки зрения.