Модератором первой сессии выступил председатель АКТР Ю.И. Припачкин. Он начал ее с данных iKS Consulting, отражающих динамику роста отрасли неэфирного телевидения. В рублевом исчислении за прошедший год рынок вырос на 12%; отметим, что официальный уровень инфляции за год составил 11,4%. Одновременно число абонентов увеличилось на 7%, превысив 37,5 миллионов.
Поправки к законам
Но главный разговор касался не показателей рыночного роста, а схем работы в условиях непрерывных законодательных изменений, отягощенных общим кризисом. В день проведения панельной дискуссии Госдумой была принята поправка к предыдущим поправкам к закону «О рекламе». Ее суть сводится к разрешению рекламы на каналах, в программной сетке которых не менее 75% российского контента. Екатерина Ларина
Правительственные структуры на панельной дискуссии были представлены сотрудниками Минкомсвязи и Госдумы. В своих выступлениях они в целом позитивно оценили пакет законодательных новшеств. По мнению Екатерины Лариной, главы департамента Минкомсвязи по госполитике в области СМИ, законодательство теперь предлагает хороший компромисс, учитывающий интересы всех игроков отрасли. О перспективе распространения статуса общедоступных на каналы второго мультиплекса она говорила как о деле решенном, хотя законопроект от Минкомсвязи о внесении изменений в закон «О СМИ» и закон «О связи», предлагающий, в частности, и это расширение, пока еще не внесен в Думу. Напомним, что для кабельных операторов было запланировано дополнительное обременение обязательной ретрансляцией двух региональных и одного муниципального каналов. Однако, по словам Екатерины Лариной, последняя поправка, де-факто разрешающая рекламу большинству региональных каналов, во многом решила их проблемы. Одновременно она озвучила планы Минкомсвязи скорректировать законопроект в части определения перечня общедоступных каналов, не уточняя, правда, каким образом. Одновременно представитель Минкомсвязи сделала акцент на положительных сторонах ретрансляции общедоступных каналов для операторов. У них больше не будет необходимости заключать договор с обязательными каналами, а также исключаются выплаты за эти каналы в РАО. Кроме того, в качестве компенсации за ретрансляцию Минкомсвязи обещает поправку, вводящую статус оператора общедоступных каналов. Этот статус должен дать ему право на бесплатный доступ к канализациям и служебным помещениям ЖКХ. Впервые Екатерина Геннадьевна озвучила эту инициативу Минкомсвязи в ноябре 2013 года на конгрессе НАТ, причем она сразу была связана с планами расширения обязательного пакета. Кроме того, г-жа Ларина подчеркнула, что отсутствие абонентской платы за общедоступные каналы не означает отсутствия платы операторам за доставку этих каналов по сети связи. Платность услуги доставки ясно прописана в законопроекте. Пока, правда, неизвестно, будет ли размер платы как-то регламентирован и будет ли она облагаться госналогом. Выступивший следом председатель думского Комитета по информационной политике Леонид Левин признал, что летний запрет на рекламу на платных каналах был принят поспешно и без обсуждения с отраслью. Объяснил он это тем, что над поправками работал непрофильный Комитет по экономической политике и инновационному развитию, не имеющий связей с медиабизнесом. Теперь же вопрос передан в комитет, которым руководит г-н Левин. Для связи с отраслью он уже организовал экспертный совет, в который вошли ее ключевые игроки, и теперь думские решения обещают быть более взвешенными. Леонид Левин
Как и г-жа Ларина, Левин положительно оценил последнюю поправку к закону «О рекламе», стимулирующую увеличение доли российского контента на телеканалах. По его мнению, она активизирует производство собственного контента и поможет сохранить наши культурные традиции. С первым прогнозом трудно не согласиться, а вот насколько поправка поможет сохранению культурных традиций, наверное, зависит от того, каким традициям предпочтут следовать производители контента. Отечественные кальки с зарубежных проектов законом не возбраняются. Далее слово получили руководители АКТР. Они сфокусировались на своих возражениях против положений упомянутого законопроекта и более всего против прописанной в нем необходимости получать обязательные каналы из сети РТРС. Михаил Силин
Позицию ассоциации озвучил ее вице-президент Михаил Силин. По мнению АКТР, законопроект требует от операторов получения обязательных каналов путем проводного подключения к головным станциям РТРС, таким образом навязывая ненужную им платную услуг и вынуждая прокладывать дорогостоящий проводной канал до станции. В АКТР считают также, что законопроект нарушает отношения вещатели — оператор, подменяя их отношениями оператор — оператор и превращая кабель в довесок к эфиру. Это нарушает права как вещателей, так и операторов, ставя последних в зависимость от РТРС, причем и финансовую, и в плане качества ретранслируемого сигнала. У московских операторов есть возможность получать сигнал в лучшем качестве непосредственно от вещателя, и непонятно, почему их хотят законодательно лишить такой возможности. И если прописывается получение каналов из сети РТРС, то в качестве предпочтительного варианта присоединения правильнее указать эфир. По словам Михаила Силина, в Москве были замечены случаи получения с ГС РТРС неправильных версий федеральных каналов, в то время как в эфир гарантированно выдается правильная версия. Возражения АКТР вызвала также прописанная директива согласовывать с РТРС приемное оборудование. Ведь для этой цели подходит любое оборудование, соответствующее стандарту. И наконец, законопроект предполагает наличие полного покрытия страны обязательными телеканалами, что пока не соответствует действительности. То есть требование must carry (обязательная доставка пакета до абонента) не подкрепляется требованием must offer (обязательная его доставка до ретранслирующего оператора). В ответ Екатерина Ларина напомнила, что присоединение к сети РТРС является обязательным только при наличии технической возможности, а в противном случае общедоступные каналы можно получать и из сетей других операторов. Заметим, что понятие технической возможности в законопроекте не конкретизировано. Определенного указания на то, что присоединение должно быть проводным, мы там тоже не заметили. В пояснительной записке, правда, отмечается, что сигнал из эфира не всегда бывает качественным, но нет уверенности, что это можно считать требованием получать обязательный пакет непременно по проводам. Но в АКТР исходят из того, что РТРС, за которой оставлено право выбора способа присоединения, предпочтет предлагать проводные точки, за обслуживание которых можно брать плату. В защиту предложенной в законопроекте схемы выступил замгенерального директора РТРС Виталий Петрович Стыцько. Он обратил внимание на то, что РТРС — единственная государственная сеть распространения пакета общедоступных программ, перед которой поставлена задача максимального охвата территории страны и доставки в гарантированно хорошем качестве. Более того, сеть РТРС де-факто уже давно является источником получения подавляющего большинства эфирных телеканалов. Если принять во внимание эти очевидные факты, то решение о назначении РТРС источником общедоступных каналов выглядит вполне логичным. Требование о согласовании приемного оборудования, как пояснил Виталий Стыцько, означает только контроль поддержки оборудованием необходимого технического формата. Кажется, эти аргументы не очень убедили коллег из АКТР, но так как Виталий Стыцько в тот же день вошел в состав правления АКТР, то дискуссия наверняка продолжится. Стыцько также озвучил позицию РТРС по поводу формата вещания общедоступных пакетов. Включать каналы в HD-формате, по крайней мере в первый мультиплекс, в компании считают нецелесообразным. Пока HD-формат воспроизводят далеко не все телевизоры, имеющиеся на руках у населения, и версии в высоком разрешении логичнее предлагать в дополнительных пакетах. Позиция РТРС была встречена без энтузиазма, а Андрей Семериков, гендиректор сети «ЭР-Телеком», в которой предлагается 56 HD-каналов, с присущей ему экспрессией заметил, что ему просто стыдно за то, что государство инвестирует миллиарды рублей в сеть распространения 20 SD-каналов. Во второй части дискуссии трибуна была отдана вещателям и операторам. Модератором этой части выступила Яна Чурикова, гендиректор «MTV Россия» и известная телеведущая.Инвестиции
Основными темами этого разговора стали инвестиционный климат, перспективы и востребованность российского контента, а также изменения ценовой политики операторов и вещателей. Николай Орлов
По единодушному мнению вещателей, на инвестиционном климате последние законодательные изменения сказались крайне отрицательно. Глава «Первого ТВЧ» Николай Орлов заметил, что постоянные изменения правил игры делают практически невозможным формирование рабочего бизнес-плана развития телеканалов. До недавнего времени многие неэфирные каналы концентрировали свои усилия на попытках получить эфирную лицензию. Теперь выяснилось, что нужно работать над расширением доли российского контента, и нет гарантии, что в скором времени очередная поправка к законодательству не заставит опять пересмотреть приоритеты в работе и вложении средств. Это делает телевизионный бизнес совершенно неинтересным для инвесторов. Глава российского отделения Viasat Алексей Кроль заметил, что постоянная смена правил игры не только вводит в замешательство инвесторов, но и делает невозможным ведение бизнеса даже при наличии средств. Производство серьезного телеканала — достаточно инертный проект, завязанный на долгосрочные контракты с поставщиками контента, и изменить его формат в короткий срок просто невозможно. Гендиректор Sony Pictures Television в России Сергей Плотников придерживается схожего мнения. В нынешней ситуации, по его словам, возможны только нишевые проекты с быстрым возвратом инвестиций. А сегодняшняя консолидация рынка в сочетании с плохим инвестиционным климатом может привести в России к снижению числа каналов вдвое. Ольга Паскина
Негативные последствия прошлогодних поправок к российскому законодательству для работы зарубежных вещателей отметила и гендиректор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Ольга Паскина. Наряду с Viasat Discovery — один из зарубежных вещателей, который занимается в России производством локализованного контента. Однако объемы производства в сильной мере определяются возможностями монетизации контента, а с запретом на рекламу они заметно снизились. Ограничение в 20% на долю зарубежного капитала в телеканалах, работающих на территории России, еще более усугубляет ситуацию. Между тем российские производители в условиях кризиса будут испытывать сложности с наращиванием объемов производства качественных телематериалов и локализованный контент от крупных международных вещателей мог бы стать хорошим подспорьем в наполнении рынка. Ольга Паскина отметила также, что сейчас в Discovery делают ставку на мультиплатформенное распространение контента, в том числе через социальные сети, предоставляющие инструменты интерактива и обратной связи. Алексей Кроль
Наименее пессимистичными были выступления представителей компаний, аффилированных с ВГТРК. Так, генеральный директор «Цифрового Телевидения» Кирилл Лыско заметил, что производство контента — в принципе плохо инвестируемая область, так как в ней сложно спрогнозировать выручку. Поэтому системные инвесторы в контент практически не вкладываются и финансирование идет за счет самих производителей. Кроме того, он отметил важность правильного брендирования и продвижения каналов, а также изучения потребностей рынка. Опыт каналов «Моя планета» и «Мульт» говорят о том, что грамотная работа в указанных направлениях позволяет добиться окупаемости телепроектов. Глава «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук поддержал коллегу и сообщил об открытии в рамках компании аналитического центра по изучению медиарынка. О задачах этого центра можно прочитать в новостях этого номера.