img01 января 2016 в 00:00

Запуск регулярного вещания 4К «Триколор ТВ»

18 ноября компания «Триколор ТВ» проводила пресс-конференцию, посвященную запуску регулярного вещания канала в формате Ultra HD.

18 ноября компания «Триколор ТВ» проводила пресс-конференцию, посвященную запуску регулярного вещания канала в формате Ultra HD.
Трансляция двух каналов в стандарте 4К — Tricolor Ultra HD и Insight UHD — началась 15 ноября. Технические характеристики трансляции: стандарт кодирования HEVC/H.265, разрешение 3840 × 2160 пикселей, скорость передачи информации 50 кадров в секунду.

На период тестирования услуги она будет предоставляться бесплатно. Абоненту «Триколор ТВ» для просмотра необходимо иметь телевизор, способный показывать картинку 4К и поддерживать модуль условного доступа Conditional Access Module CI+, а также сам модуль CI+. Существует и приставка, поддерживающая этот сервис, — GS A230.

Рекомендации по формату UHDTV выпущены в 2012 году. В коммерческой и маркетинговой терминологии формат разделяют на два варианта — по разрешению: 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p). Маркетинговый код Ultra HD присваивается телевизорам и проекторам с разрешением не менее 8 мегапикселей и соотношением сторон экрана 16:9. Тогда же, в 2012 году, на рынке были представлены первые телевизоры 4К.

Российские операторы начали эксперименты с UHD с 2013 года: в июне того года была проведена первая публичная трансляция ролика в 4К, затем, в начале 2014 года, показано открытие зимней Олимпиады. В октябре 2014 года «Триколор ТВ» запустил пилотный телеканал в формате 4K и с поддержкой формата видеосжатия HEVC/H.265. В 2015 году начато регулярное вещание в 4К. Запущены два телеканала.

Tricolor Ultra HD — круглосуточный фильмовый телеканал с тремя оригинальными показами в сутки.

Телеканал Insight UHD производится компанией TERN, Нидерланды, за дистрибуцию в России отвечает «Первый ТВЧ». Телеканал ориентирован на аудиторию в возрасте от 18 до 45 лет. Основное содержание: инновационная документалистика, реалити-шоу, экстремальные путешествия и спорт, интерактивные проекты.

Есть ли рынок UHD?

Этот вопрос сейчас основной для всех операторов платного телевидения, кто всерьез задумывается о дальнейшем развитии индустрии. Будет ли сформирован в ближайшее время рынок UHD? Принесет ли он прибыль операторам? Станет ли UHD новым драйвером развития индустрии платного ТВ? Одни говорят, что, несомненно, станет, а другие считают, что UHD повторит судьбу 3D-телевидения. Почему именно спутниковые операторы проявляют такую активность в продвижении UHD? Видимо, по той причине, что у них сейчас меньше явных драйверов, чем у кабельных и других операторов. Что касается эфирного вещания, то пока планируется к 2021 году перейти на HD, и срок этот может быть отодвинут. Разговора о следующей ступени, 4К, пока и не ведется. Именно поэтому Алексей Волин недавно сказал, что развитие 4К — это исключительно прерогатива кабельных и спутниковых операторов. К тому же, как рассказал «Теле-Спутнику» Алексей Холодов, если еще недавно один 4К-канал занимал целый стандартный телевизионный транспондер, то сейчас уже существуют алгоритмы сжатия, позволяющие уместить в один транспондер два 4К-канала. И появление этих алгоритмов стало одним из факторов развития UHD-вещания у спутниковых операторов.

На пресс-конференции «Триколор ТВ», посвященной запуску вещания в 4К, консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting представило весьма оптимистичные прогнозы по дальнейшему развитию UHD. Уже в этом году потенциальная аудитория этой услуги составит 260 тысяч домохозяйств — в них будут готовы приобрести 4К-телевизоры и приставки для приема и декодирования соответствующего сигнала.

Если посмотреть на развитие спутникового ТВ в России, какие вообще драйверы толкали вперед индустрию?

Бурный рост начался с 2005 года, когда на рынке появился второй оператор. Здесь, очевидно, драйвером сработала обычная конкуренция на совершенно девственном рынке. Абоненту было достаточно просто факта наличия у него телевещания за разумные деньги. Эти драйверы работали весьма эффективно, и к 2014 году изначально несомненный лидер рынка платного ТВ — кабельное телевещание — стал занимать менее 50 % аудитории.

На сегодня, считают в J&P, рынок устоялся, и в дальнейшем не стоит ожидать каких-либо потрясений. Будут плавно увеличиваться доли IPTV и спутникового ТВ, но без скачков. Также весь рынок платного ТВ, испытав в 2015 году (впервые за всю двадцатилетнюю историю) торможение роста, в 2016-м опять начнет немного расти. Итак, рынок в прошлом году завершил галопирующий рост и отныне будет расти плавно.

1_2016_000113.jpg
Похожая картина наблюдается и с еще одним драйвером — HDTV. Сегодня рост абонентской базы HD в России составляет около 40 % в год. Такой темп прогнозируется до 2017 года, после чего наступит торможение. 

Быстрее всех доля HD будет расти в спутниковом телевидении: сейчас она меньше половины; к 2017 году уже 88 % абонентов спутниковых сервисов будут смотреть HD, а к 2019-му — 92 %. В наземных сетях этот рост, как ожидается, будет значительно более низким.

Очевидно, что надежды, которые возлагали на HD как на драйвер развития, оправдались. Дальнейшие перспективы выглядят оптимистично. А что с UHD? Какие прогнозы в этом секторе?

Самые оптимистичные прогнозы выдают вендоры, что неудивительно: производители телевизоров — наиболее активные (и едва ли не самые заинтересованные) участники продвижения UHD. Дмитрий Карташев, представитель Samsung, раскрыл динамику продаж 4К-телевизоров: в 2013 году они составляли 1,6 % от всех проданных телевизоров, в 2014-м — 11,7 %, в 2015-м — 14 %, в 2017-м прогнозируется 31,8 %. Всего же в мире, по данным агентства IHS, на третий квартал 2015 года продано 11,5 млн 4K-панелей, из которых 3,68 млн произведены Samsung.

Компания уверена, что в ближайшее время UHD станет драйвером рынка платного ТВ и Россия не будет исключением. Из-за экономического кризиса и падения курса рубля продажи телевизоров в 2015 году в России упали, но в дальнейшем падение остановится. В 2016 году продажи сохранятся на уровне 2015 года.  

1_2016_000112.jpg
Внушают оптимизм и результаты исследований зрительских предпочтений: более половины опрошенных знакомы с технологией UHD или слышали о ней. Если эти исследования оправдаются, то такое количество потенциальных абонентов уже может всерьез заинтересовать оператора.

8К не будет?

Немаловажный вопрос: как будет развиваться стандарт в дальнейшем? Точнее, не сам стандарт, а его рыночное воплощение в телевизорах и, соответственно, контенте. Некоторые операторы не активизируют деятельность по внедрению UHD, аргументируя это тем, что 4К может стать не основным форматом, что в дальнейшем востребованным форматом может оказаться 8К. Николай Орлов, директор компании «Первый ТВЧ», считает, что вряд ли следует ждать дальнейшего роста количества пикселей в абонентской аппаратуре и, соответственно, внедрения 8К как массового стандарта. Если разница между HD и 4К еще видна на экранах относительно небольших размеров, расположенных в обычных жилых помещениях, то для адекватного восприятия 8К уже потребуются зрительные залы. Таким образом, внедрять 8К как массовый стандарт смысла нет. Скорее всего, развитие пойдет по пути улучшения цветовых характеристик изображения, например увеличения цветового динамического диапазона. Пока этот процесс сдерживается характеристиками существующих телевизионных матриц, но в ближайшем будущем это крайне перспективное направление. Эту версию дальнейшего развития подтвердил и Дмитрий Карташев. Заявление разработчика и лидера сектора UHD-телевизоров позволяет с большой вероятностью предполагать, что именно в этом направлении и пойдет развитие.

Как развивать UHD?

Развитие и продвижение UHD наталкивается на массу проблем, в первую очередь недостаток контента. Это создает порочный круг: нет контента — нет трансляций — зритель не может оценить преимущества нового телесмотрения — нет заказов на контент — никто так ничего и не узнает об UHD.

Есть еще проблемы, например отсутствие на рынке аппаратуры для производства контента в 4К. Этот порочный круг, считает Николай Орлов, необходимо разорвать. Для этого нужно делать 4К-контент здесь и сейчас. Только наличие качественного контента, на котором различие между HD и UHD четко заметно, привлечет и абонентов, и операторов. Если нет специальной аппаратуры, можно использовать аппаратуру, предназначенную для съемки кино. Если никто не знает об UHD, надо запускать новые телеканалы. 4К — стандарт, отлично подходящий для трансляции кинофильмов. Но здесь вещатели наталкиваются на весьма специфичную проблему: мэйджоры видят в новом формате серьезную конкуренцию прокату в кинотеатрах, поэтому не­охотно продают фильмовый контент для трансляции в 4К. Следовательно, нужно пока активнее осваивать телевизионные жанры.

На конференции Digital & Connected TV Russia 2015 Евгений Михеичев, руководитель отдела технологического маркетинга «Триколор ТВ», рассказывал о трех сценариях развития UHD в России: негативном, нейтральном и позитивном. В рамках негативного сценария UHD-вещание не развивается никак и разделяет судьбу 3D-телевидения. Соответственно, при этом оно никогда не становится минимально массовой услугой, доступной среднему классу. В случае развития по нейтральному сценарию UHD становится дорогой премиум-услугой для ограниченного круга абонентов с высокими доходами, а доступной среднему классу оно станет только в 2021 году. С позиций сегодняшнего, 2016 года это довольно отдаленная дата, но, заметим, что с первых проектов запуска HD-вещания до реального взрыва рынка этой услугой прошло не меньше времени. И есть позитивный сценарий, который обещает нам уже в 2018 году сделать UHD массовым стандартом и услугой, доступной среднему классу. Конечно, третий сценарий выглядит малореальным и поверить в него трудно, а в первый — не хочется. И сложившиеся реалии нас склоняют к среднему варианту: для оптимистичного сценария ситуация неблагоприятная (в первую очередь экономическая), а для пессимистичного мало оснований — некоторые операторы уже всерьез рассчитывают на новую услугу и так просто свой шанс не упустят.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий